Российские авиакомпании увольняют пилотов с помощью проверок на авиатренажере и после рейсов с пилотом-инструктором. Пилотов преднамеренно «заваливают» в ходе экзаменов, поскольку перед авиакомпаниями стоит задача уменьшить их количество, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС).
По словам президента ШПЛС Игоря Дельдюжова, о «понуждении к увольнению» сообщили уже несколько десятков пилотов из разных авиакомпаний. В связи с этим профсоюз направил жалобу в Росавиацию на «участившиеся случаи попыток увольнения членов экипажей при внеочередных летных проверках».
Чтобы бороться с этим, ведомству предлагают создать департамент, в который будут входить «инструкторы для независимой проверки и оценки профессиональных навыков пилотов». В Росавиации и Минтрансе ситуацию не комментируют, а в Ространснадзоре предложили пилотам обжаловать увольнения в суде.
По словам действующего пилота «Победы» и бывшего пилота «Аэрофлота», в крупнейших авиакомпаниях всегда существовала «дискриминационная практика экзамена, который невозможно пройти». Она применялась для «избавления от наиболее нелояльных руководству или одиозных пилотов».
Однако, как отмечает другой источник в крупной авиакомпании, описанная схема слишком сложна. «Если есть лишние пилоты, они просто не летают и получают минимальный фиксированный оклад», — пояснил он.
В «Аэрофлоте» заверили, что в компании действует требование о невмешательстве руководства или внешних организаций в деятельность инструкторов-экзаменаторов. Кроме того, есть ответственность экзаменаторов за необъективность, а на всех тренажерах ведется видеозапись, что позволяет верифицировать справедливость оценки.
До войны в Украине и международных санкций «Победа» активно набирала пилотов. Сегодня в компании наблюдается «явный переизбыток кадров». После прихода нового директора по организации летной работы Александра Кравченко возникли сложности с прохождением внутреннего экзамена.
По словам источников в авиаотрасли, «Победа» может уволить 150–170 пилотов из-за проблем с авиапарком. В «Аэрофлоте» избыток пилотов дальнемагистральных самолетов оценивается в 250 человек, но официально перевозчик обещает не сокращать экипажи.
Всего, по данным Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, в России насчитывается более 9 тысяч пилотов. Но за последний год работы лишились около тысячи, отмечает президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук.