Рекордные военные расходы и проблемы со сборами как сырьевых, так и несырьевых налогов продолжают проносить проблемы российскому бюджету.
По итогам августа в федеральной казне третий месяц подряд образовался дефицит, следует из опубликованных в понедельник данных Минфина.
Накопленным итогом за три летних месяца расходы правительства оказались выше доходов на 1,452 триллиона рублей, из которых 344 млрд рублей составил дефицит августа.
Последний летний месяц принес правительству новый провал в потоках сырьевой ренты: общий объем нефтегазовых доходов - 671,9 млрд рублей - стал минимальным с июня 2021 года после того, как азиатские страны сократили закупки российской нефти до минимумов с начала войны, а «Газпром» перекрыл поставки в Европу, обрушив экспорт почти втрое в годовом выражении.
За месяц бюджет получили лишь 33,7 млрд рублей налога на добычу газа - минимальную сумму с «черных дней» пандемии 2020 года. Для сравнения: в апреле и мае это было 70 млрд рублей ежемесячно.
Сборы с несырьевых секторов экономики упали в августе на 14% в годовом выражении, до 1,157 трлн рублей. А суммарные доходы бюджета - на 10%, до 1,829 трлн рублей. При этом расходы стали больше на 8,4% год к году - 2,174 трлн рублей.
Если учесть инфляцию, которую Росстат в августе оценил в 14,3%, то в реальном выражении провал ненефтегазовых доходов приближается к 30%, оценивает Евгений Суворов, экономист банка Центрокредит.
Вынужденный тратить на войну и поддержку экономики, бюджет за три месяца «проел» весь профицит, который смог накопить в первой половине года: из 1,589 трлн рублей на начало июня к началу сентября осталось лишь 131 млрд рублей.
Эта «подушка безопасности», собранная за счет сырьевых сверхдоходов марта и апреля, «сдуется» полностью уже в сентябре: бюджет станет дефицитным, если оценивать его не по месяцам, а с начала года, поскольку потребности государства увеличиваются, а возможности собирать налоги ограничены, говорит Наталья Лаврова, экономист BCS Financial Group.
По ее оценке, чтобы свести концы с концами, бюджету нужна нефть по 100 долларов за баррель. Но российский сорт Urals из-за скидок продается на четверть дешевле - 74,73 доллара в августе. В следующем году с учетом роста расходов, нефть должна стоить 108 долларов, чтобы бюджет был сбалансированным, оценивает Лаврова.