Российские власти запустили денежную эмиссию, чтобы сотнями миллиардов рублей залить пожар в терпящих бедствие госкомпаниях под санкциями.
С начала войны почти 500 млрд рублей было выделено госструктурам — от авиаперевозчиков до банков — за счет манипуляций со средствами Фонда национального благосостояния, следует из ежемесячных отчетов Минфина о состоянии фонда.
В марте Минфин залил 50 млрд рублей в госкорпорацию ДОМ.РФ; в мае — 250 млрд рублей в капитал РЖД; в июне 50 млрд рублей получил Газпромбанк — единственный из крупных государственных банков, не отключенный от системы SWIFT и не попавший под блокирующие санкции Евросоюза.
В июле 52,5 млрд рублей было выделено «Аэрофлоту», а еще 11,9 млрд рублей — авиакомпании «Сибирь». В августе 58,3 млрд рублей получила Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) и дополнительно 2,3 млрд рублей Минфин вложил в «Уральские авиалинии». Наконец, каждый месяц с апреля по август правительство выделяло средства Фонду ЖКХ (14,9 млрд рублей в сумме).
Все эти инвестиции — по сути просто денежная эмиссия, отмечает Евгений Суворов, экономист банка Центрокредит и автор MMI. Рубли возникают в ФНБ в результате конвертации валюты: с мая по сентябрь фонд «похудел» на 2,396 млрд евро, 252 млн фунтов стерлингов и 41,556 млрд японских иен. Продать эту валюту на рынке за рубли Минфин не может из-за санкций, и операции проводятся через ЦБ. «ЦБ попросту переписывает валюту, принадлежащую Минфину, на свои счета, выдавая ему свежеотпечатанные рубли», — объясняет Суворов.
В феврале, марте и августе ФНБ получил доходы от инвестиций — 141,8 млрд рублей от облигаций «Сибура», 10,9 млрд млрд рублей от «Ямал СПГ», 2,2 млрд рублей от депозитов в ВЭБе.
«Сальдо — 337 млрд — можно считать чистым бюджетным стимулом (в дополнение к дефициту бюджета). Финансирование этих инвестиций по сути эмиссионное, т. к. продажа валютных активов из ФНБ сейчас не осуществляется из-за санкций», — указывает Суворов.
Ликвидные активы ФНБ — то есть валюта и золото, которые ЦБ мог бы выкупить у Минфина за «напечатанные» рубли, — на 1 августа составляли 8,29 трлн рублей. Очередь заявок на эти деньги достигла таких размеров, что если тратить без ограничений, то от ФНБ ничего не останется к 2024 году, рассказал «Ведомостям» источник, знакомый с расчетами правительства.