В топ-5 самых продаваемых новых автомобилей к началу сентября вошли две старых модели АвтоВАЗа и три китайских, свидетельствует статистика агентства «Автостат» (на основе данных электронных паспортов регистрации автомобилей). Лидер — Lada Granta. Далее идут китайские «паркетники» Cherry Tiggo 8 pro, Geely Coolray, Havai Jolion, а замыкает пятерку Niva Legend — не сильно измененная «классическая» Niva, серийно производившаяся на АвтоВАЗе с 1977 года.
Из первой пятерки выбыли ее многолетние участники, корейские Kia Rio и Hyundai Solaris, как и более современная модель АвтоВАЗа Lada Vestа, производство которой фактически остановлено. В июле они еще были в топе.
Автомобильный рынок оттолкнулся от дна, но поднялся не очень высоко. В августе продано 42 593 автомобиля (-63,3%), в июле спад был 74%. По итогам 8 месяцев продажи новых машин сократились на 60% к январю–августу прошлого года — до 430 305 автомобилей.
После того как все крупнейшие мировые автоконцерны, кроме китайских, остановили бизнес в России и прекратили официальные поставки, россияне покупают те машины, что есть в салонах, объясняет результаты исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Granta — это, по сути, Lada Kalina, созданная еще до прихода на АвтоВАЗ концерна Renault (она запущена в производство в 2011 году. — The Moscow Times), модель глубоко локализованная, и АвтоВАЗ сумел заменить на ней немногие иностранные компоненты, говорит Удалов.
Судьбу модели решает импорт
АвтоВАЗ продолжает искать альтернативных поставщиков компонентов для Lada взамен тем, которые перестали сотрудничать с ним из-за санкций. Сейчас импортозамещение на АвтоВАЗе завершено на 66%, предприятию предстоит найти замену примерно 1500 компонентам из 4500, из которых собран автомобиль, рассказывал президент АвтоВАЗа Максим Соколов, в зоне риска около 300 комплектующих.
В июне АвтоВАЗ возобновил производство упрощенной Granta, в июле — трехдверной Niva Legend в специальной комплектации, а в августе — Niva Travel. В конце 2022-го — начале 2023 года должен вернуться на конвейер универсал Lada Largus, а весной — Vesta. А вот от производства хэтчбека Lada XRAY АвтоВАЗ решил отказаться: слишком много в ней иностранных комплектующих.
Кроме того, сейчас фактически только автомобили АвтоВАЗа подпадают под программу льготного кредитования, обязательное условие которой — сборка автомобиля в России, продолжает он. По данным «Автостата», сейчас уже 50–60% Lada продается в кредит.
В результате доля Lada на рынке уже приближается к 40% — вдвое больше, чем год назад. Доля китайских марок близка к 30% против 7–9% в 2021 г.
Прекрасная машина будущего
Это отражает тектонические изменения, которые происходят на российском авторынке. «Все вернулись, и на дорогах опять пробки. Хоть в этом стабильность. Хотя нет. В потоке вокруг один китайский автопром. Веяние времени, однако», — писал 1 сентября в своем телеграм-канале профессор НИУ ВШЭ, инвестбанкир Евгений Коган.
Удивительно, но импорт к августу почти восстановился до досанкционных уровней. Вот только структура его кардинально изменилась. 90% новых авто теперь ввозятся из Китая и Южной Кореи, через которую по параллельному импорту поставляются европейские и японские бренды.
За август было ввезено около 25 000 автомобилей в возрасте до трех лет (по таможенной статистике они все считаются новыми), тогда как в январе этого года — 26 313. Но доля новых автомобилей снизилась с 52% в начале года до 32% в августе и продолжает падать, отмечают в «Автостате». Кроме того, быстро растет доля физлиц: если зимой они ввозили 2-3% импортированных автомобилей (остальное — официальные импортеры), то сейчас граждане ввозят уже 20% автомобилей, и каждый месяц эта доля увеличивается. Это тренд, считает Удалов:
Сейчас велика вероятность того, что в стране очень серьезно изменится модель владения и люди будут дольше держать автомобили, мы это уже видим.
Это связано и с резким ростом цена на автомобили. Они зафиксировались на уровне апреля-мая и не собираются существенно падать. Средневзвешенная цена нового автомобиля, по данным «Автостата», к августу достигла 2,26 млн рублей (в конце 2021 года было 1,99 млн рублей), а подержанного — 1,18 млн (около 800 000 рублей в конце 2021 года).
Машина не роскошь
Доля премиальных брендов, остановивших поставки в Россию, к августу упала до 3% против стабильных 10% в предыдущие годы. Дилеры распродают остатки, и в августе падение продаж BMW и Lexus по сравнению с прошлым годом превысило 95%, Jaguar, Audi, Mini, Cadillac и Volvo — 90%. В августе во всей России продано 1300 таких автомобилей.