Одна из мер по борьбе с энергетическим кризисом, которую сейчас рассматривает Еврокомиссия и уже внедряют некоторые страны, предусматривает предоставление ликвидности участникам энергорынка. Потребность в финансовой поддержке крайне высока, считают в норвежской нефтегазовой компании Equinor и американской Cheniere Energy.
Не менее $1,5 трлн — такого размера достигли маржин-коллы, или требования внести дополнительное гарантийное обеспечение, у участников рынка деривативов на энергоресурсы, сказал Bloomberg Хельге Хауген, старший вице-президент Equinor по газу и электроэнергии. И это еще консервативная оценка, добавил он, поэтому рынкам «потребуется поддержка в виде ликвидности».
Речь идет о срочных контрактах, с помощью которых участники товарных рынков страхуются от колебаний цен. На срочном рынке также много спекулянтов, которые обеспечивают ему ликвидность. Развитие финансовых инструментов привело к тому, что срочный рынок в разы превышает товарный по оборотам — отсюда астрономическая сумма в $1,5 трлн. Чтобы купить фьючерс на $1000, надо внести гарантийное обеспечение, скажем, $150. Но если в течение срока действия контракта цена сильно меняется, обеспечение надо увеличить, иначе биржа закроет позицию, превратив бумажный убыток в реальный. Это и произошло с многими энерготрейдерами и компаниями: из-за гигантских скачков цен на газ и электроэнергию позиции многих глубоко убыточны. Хауген объясняет:
Фактически это мертвый капитал, который завязан на маржин-коллы. Если компаниям приходится выкладывать такие большие деньги, ликвидность на рынке исчезает, и в этом нет ничего хорошего для этой части газового рынка.
По словам Хаугена, рынок физических поставок работает хорошо, проблемы – на рынке деривативов. Фьючерс Dutch TTF, главный ориентир европейского рынка оптового газа, взлетел с 70-80 евро/МВт·ч перед вторжением России в Украину до более чем 340 евро в конце августа. Причем за две с небольшим недели в августе цена подскочила на 80%. А затем с пика упала более чем на 30%, но в ходе этого падения был скачок на 30% в понедельник, после того как «Газпром» отказался возобновлять поставки по «Северному потоку – 1».
Норвегия стала крупнейшим поставщиком газа в Евросоюз после того, как «Газпром» сократил поставки с 40% от потребностей ЕС в 2021 г. до менее 10% (текущие оценки S&P Global Commodity Insights и аналитического центра Bruegel). Российский газ пока еще поступает по трубопроводу через Украину, а также по «Турецкому потоку» — в страны Южной Европы.
Несмотря на сильную коррекцию в последние дни, газ в Европе стоит почти в восемь раз дороже, чем год назад, и в 16 раз дороже, чем два года назад. Гарантийное обеспечение для торговли фьючерсами на Dutch TTF на Межконтинентальной бирже (ICE) увеличилось за год в 10 раз, по данным ICE Clearing, — с 8 евро/МВт ч до 79 евро за один контракт.
Рост цен на газ в последние два года создал кризис, сравнимый с финансовым кризисом 2008 г., заявил Энатол Фейгин, коммерческий директор крупнейшего американского производителя СПГ Cheniere Energy. «Мало где можно искать помощи, кроме как у центробанков», — считает он.
В энергетическом секторе складывается ситуация, похожая на историю с Lehman Brothers, предупредил в воскресенье министр экономики Финляндии Мика Линтиля. В тот же день Финляндия и Швеция объявили о мерах по обеспечению ликвидности в виде кредитов и госгарантий на общую сумму 33 млрд евро. Они должны позволить энергетическим компаниям избежать технического дефолта в случае неспособности внести гарантийное обеспечение. Во вторник финская Fortum получила бридж-кредит на 2,35 млрд евро.
На помощь приходят и другие страны. Швейцария предоставила компании Axpo, которая производит возобновляемую энергию и торгует ею, кредитную линию на 4 млрд франков (4,1 млрд евро). От роста цен на электроэнергию страдают разные компании, потому что ее оптовая цена привязана к оптовой цене газа вне зависимости от того, из каких источников она производится.
Centrica, крупнейший британский поставщик электроэнергии и газа домохозяйствам, ведет с банками переговоры о кредите на миллиарды фунтов стерлингов, чтобы покрыть маржин-коллы, сообщила в понедельник Financial Times.
Меры, которые рассматривает Еврокомиссия, могут включать кредитные линии от Европейского центробанка, новые инструменты, которые можно использовать в качестве гарантийного обеспечения, временную приостановку работы рынков деривативов, говорится в справочных материалах, с которыми ознакомился Bloomberg.