Потеряв доступ к глобальным финансовым рынкам, западным технологиям и став мировым чемпионом по количеству введенных санкций, российская экономика наконец-то встала на правильный путь, считает глава Минэкономразвития Максим Решетников.
К 2030 году российский ВВП превысит уровни 2021 года на 17%, обещает Решетников, ссылаясь на «целевой» прогноз, подготовленный МЭР в рамках пакета мер по преодолению кризиса.
В этом году, по словам министра, Россия потеряет лишь 2,9% ВВП — меньше, чем во время кризиса пандемии (3% в 2020-м). В следующем году снижение может продолжиться, но уже в 2024-м начнется рост, который, как следует из оценок МЭР, составит около 20% за 7 лет.
Быстрее российская экономика в современной истории росла лишь однажды — в начале 2000х, когда резкий рост цен на нефть и восстановление добычи благодаря западным технологиям пролили над страной дождь из сырьевых сверхдоходов. За 7 лет, предшествовавшие войне с Украиной, российский ВВП прибавил лишь 5,8%, а за 7 лет до этого (2008–2014 гг) — 13,4%.
Но теперь, по задумке МЭР, темпы роста ускорятся более чем втрое, если реализовать новую социально-экономическую программу, которую правительство готовит с начала лета. Как сообщают «Ведомости», такой прогноз Решетников озвучил на стратегической сессии по основным направлениям экономической политики в условиях санкций.
Ключевой пункт рецепта экономического чуда — создание инфраструктуры для вывоза сырья в Китай: предполагается увеличение объемов поставок продукции ТЭКа, переориентированных с Запада на Восток. Кроме того, планируется запуск «системных мегапроектов» и перевод промышленности в режим частичного «госплана», при котором предприятиям спустят «разнарядку» на выпуск продукции, согласованную с государством и потребителями.
Также план включает обеспечение технологической самостоятельности, то есть разработку и замену всех западных технологий, которых страна лишилась в результате санкций. Каким образом за несколько лет экономика сможет создать то, к чему была неспособна десятилетиями, источник «Ведомостей», знакомый с программой МЭР, не уточнил.
Пока же Россия критически зависит от импорта, заменить который в ряде случаев невозможно, говорится в закрытом докладе для правительства, который чиновники рассматривали одновременно с планом МЭР. Например, производство курятины завязано на импортные поставки на 99%, молочной продукции — на 30%, семена для овощей, а также аминокислоты почти полностью ввозятся из-за рубежа, цитирует документ Bloomberg.
Лишь 30% станков в стране отечественные, а возможностей нарастить производство нет; лишь 20% лекарств производятся из собственного сырья, тогда как основная часть зависит от импорта.
Источники Bloomberg, знакомые с итогами стратегического совещания 30 августа, утверждают, что помимо радужного прогноза чиновники рассмотрели и пессимистичные. В худшем из них российский ВВП будет падать три года подряд и потеряет 11,9% — рекордную величину с развала СССР. А на довоенные уровни не вернется даже к 2030 году.
К этим сценариям надо относиться как к «рабочим страшилкам», заявил во вторник Решетников. «Надо понимать, что мы используем эти сценарии в том числе и для того, чтобы сравнивать, что будет, если мы реализуем или не реализуем те или иные программы», — пояснил он.