Российские власти пытаются делать хорошую мину, говоря о ситуации в экономике. Спад в этом году составит всего 4,3%, тогда как несколько месяцев назад и правительство, и западные аналитики говорили о падении на 8-15%. Россия смогла сберечь макроэкономическую стабильность, поддержать занятость, а также транспорт и логистику, говорил в июле президент Владимир Путин. Санкции создают трудности, но не в таком масштабе, на какой рассчитывали западные страны, заявил он.
У авторов подготовленного для правительства доклада о перспективах экономики другое мнение:
О содержании доклада, подготовленного для заседания высокопоставленных чиновников 30 августа, пишет Bloomberg, ознакомившийся с его копией. Люди, знакомые с обсуждением, подтвердили агентству подлинность документа.
ВВП
В докладе представлены три сценария развития экономики, и два из них предполагают ускорение спада в ближайшие годы:
- согласно «инерционному», дно будет достигнуто в 2023 г. на 8,3% ниже уровня 2021 г.;
- согласно «стрессовому», это произойдет в 2024 г. на 11,9% ниже.
Подобные прогнозы были у Центробанка. Экономика не вернется к довоенному уровню даже в 2025 г., писал он в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики». В его базовом сценарии через три года (максимальный срок прогноза) ВВП, экспорт, импорт, потребление домохозяйств будут меньше, чем в довоенном 2021-ом.
Александр Исаков, экономист Bloomberg Economics по России, комментирует:
Учитывая ограниченный доступ к западным технологиям, волну ухода иностранных компаний и демографические проблемы в будущем, потенциальные темпы роста должны упасть до 0,5-1% в следующем десятилетии вплоть до уровня чуть выше нуля к 2050 г.
После 2023 г. потенциальный темп роста вряд ли превысит 1%, есть вероятность что будет и ниже, говорила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Сырьевые сектора
В ближайшие год-два стоит ждать «сокращения объемов производства в ряде экспортоориентированных секторов», от нефти и газа до металлов, химикатов и изделий из древесины.
Сейчас Россия фактически лишает свою газовую отрасль главного для нее рынка – европейского. «Газпром» на неопределенное время остановил прокачку по «Северному потоку – 1», и Москва потребовала отменить санкции для возобновления поставок. Поставки еще продолжаются через Украину, но ЕС делает все, чтобы как можно быстрее покончить с зависимостью от российского газа.
Нехватка технологий для СПГ-заводов в докладе названа «критической».
Производители металлов из-за введенных другими странами ограничений теряют $5,7 млрд в год, говорится в докладе.
Без импорта
Прекращение поставок из-за рубежа может привести «к приостановке производства [в России] из-за отсутствия импортного сырья и компонентов», а неспособность ремонтировать оборудование будет тормозить рост в будущем.
Альтернативных поставщиков некоторой критически важной импортной продукции просто нет.
В частности:
- в машиностроении лишь 30% станков – российского производства, у местной промышленности нет мощностей, чтобы удовлетворить рост спроса;
- производство птицы зависит от импорта на 99%, семена для сахарной свеклы и картофеля тоже в основном завозятся из-за рубежа;
- производители лекарств на 80% зависят от импортного сырья.
Путин отметил, что удалось поддержать транспорт и логистику. Но европейские санкции привели к росту стоимости грузовых перевозок по дорогам втрое, отмечается в докладе. А 95% пассажирских авиаперевозок осуществляется на самолетах иностранного производства, и отсутствие импортных запчастей приведет к сокращению парка.
Без технологий
Из-за ограничений на доступ к технологиям Россия может отстать от нынешних технологических стандартов на поколение или даже два, считают авторы доклада.
Уже в этом году телекоммуникационный сектор может отстать от мировых лидеров на пять лет, а к 2025 г. в стране будет не хватать SIM-карт.
Скажется и утечка мозгов: к 2025 г., по оценке авторов доклада, страну могут покинуть 200 000 IT-специалистов.
После введения санкций правительство перестало публиковать значительную часть экономической статистики, особенно в том, что касается внешней торговли и ситуации в зависящих от импорта отраслях промышленности. Сокрытие данных лучше чем что-либо другое говорит о том, что на самом деле экономическая ситуация далеко не так радужна, как об этом рапортуют чиновники, указывали в исследовании Джеффри Зонненфелд, Стивен Тайан и их коллеги из Йельской школы менеджмента. По их мнению, российская экономика медленно рушится, а бодрые доклады начальства об отдельных успехах – не более чем потемкинская деревня.