После вторжения в Украину Россия захватила ряд южных территорий и начала формировать там органы власти. Однако местные жители были против оккупации и регулярно выходили на митинги с украинскими флагами. В итоге российские военные начали разгонять недовольных и подавлять мирные протесты, в том числе с применением оружия и слезоточивого газа. Украинских мэров оккупированных городов похищали. Все это привело к тому, что митинги сменились партизанским движением, которое объявило охоту на ставленников Кремля. В общей сложности за время войны зафиксировано 19 случаев таких покушений.
Херсонская область.
20 марта в Херсоне в автомобиле возле своего дома был застрелен помощник главы оккупационной администрации области Владимира Сальдо Павел Слободчиков. Через месяц, 20 апреля, точно так же в машине застрелили помощника заместителя Сальдо — Валерия Кулешова.
Сразу три покушения произошло в июне. Жертвой первого, 18 июня, стал назначенный Москвой начальник областного управления пенитенциарной службы Евгений Соболев. Рядом с его внедорожником взорвалась бомба — она была прикреплена к дереву. Тюремщику удалось выжить, но его госпитализировали с тяжелыми травмами.
22 июня взорвали автомобиль главы пророссийской администрации Чернобаевки Юрия Турулева. Устройство было заложено в траве. Чиновник сообщил о получении осколочных ранений и легкой контузии.
24 июня в Херсоне погиб руководитель отдела семьи, молодежи и спорта оккупационной администрации области Дмитрий Савлученко. Под его автомобиль заложили взрывное устройство мощностью 300 граммов в тротиловом эквиваленте.
7 июля в Новой Каховке застрелили заместителя начальника полиции Сергея Томко. Тело обнаружили в его собственном автомобиле. Еще в мае украинские правоохранители предъявили полицейскому обвинение в коллаборационизме за переход на сторону России.
4 августа глава оккупационной администрации Херсонской области Владимир Сальдо был госпитализирован в Институт Склифосовского в Москве с подозрением на отравление. Последняя информация о нем публиковалась 20 августа. Сообщалось, что состояние Сальдо «значительно улучшилось», а Минобороны РФ проводит дополнительное расследование случившегося.
Изначально власти утверждали, что у чиновника якобы начались осложнения после перенесенного COVID-19 из-за переутомления. Однако теперь следствие прорабатывает версию о применении против Сальдо «боевых отравляющих веществ».
6 августа в своем доме застрелили заместителя главы администрации оккупированной Новой Каховки Виталия Гуру. Чиновника госпитализировали с тяжелыми травмами, он скончался при транспортировке в Крым. На месте происшествия были найдены гильзы — предположительно, для убийства использовался пистолет Макарова. Позднее выяснилось, что гибель Гуры и Томко оказалась инсценировкой ФСБ.
22 августа в Херсоне подорвали автомобиль заместителя начальника отдела внутренней политики оккупационной администрации Херсонской области Игоря Телегина. Устройство мощностью 200 грамм тротила было установлено на обочине дороги. Чиновника доставили в больницу с контузией и ранениями по всему телу.
29 августа заместитель председателя оккупационной администрации Херсонской области по сельскому хозяйству Алексей Ковалев был найден мертвым в своем доме в Голой Пристани. В июне его машину взорвали, после чего он попал в больницу и там, на камеры, пообещал вернуться к работе.
Запорожская область.
22 мая пророссийского мэра Энергодара Андрея Шевчика госпитализировали после взрыва в подъезде дома. Неизвестные установили взрывчатку в электрощитовой и дистанционно привели устройство в действие. Шевчик был доставлен в реанимацию. Он обещал вернуться к работе «недели через три — месяц», однако о нем ничего не слышно до сих пор.
11 июля в Мелитополе было совершено покушение на главу оккупационной администрации Мелитопольского района Андрея Сигуту. Он не пострадал. Позже пророссийские власти Запорожской области сообщили о ликвидации диверсанта, обстрелявшего дом Сигуты.
12 августа в Мелитополе в результате взрыва во дворе дома был ранен один из руководителей предвыборного штаба «Единой России» Олег Шостак.
24 августа неизвестные подорвали автомобиль главы оккупационной администрации села Михайловка Ивана Сушко. Чиновник скончался в больнице, куда его доставили в критическом состоянии.
26 августа в Бердянске при взрыве возле поликлиники, где проживали беженцы, от осколочных ранений погиб заместитель начальника ГИБДД города Александр Колесников. Взрывное устройство было закреплено на дереве.
27 августа в Михайловке был найден повешенным начальник городской милиции Андрей Рыжков. Ранее он служил в украинских пограничных частях. После ухода в отставку Рыжков основал общественную организацию «Пограничники Михайловщины». По информации украинских СМИ, он сам обратился к подконтрольной России администрации и предложил себя в качестве начальника полиции».
Харьковская область.
10 июля пророссийский глава села Великий Бурлук Евгений Юнаков погиб в результате подрыва автомобиля возле здания местной администрации. Оккупационные власти заявили, что взрывчатку под машину заложила украинская «диверсионно-разведывательная группа».
Покушения происходят не только на юге, но и на востоке Украины. Так, 2 марта был найден мертвым ранее похищенный бывший депутат Луганского облсовета, пророссийский глава города Кременная Владимир Струк. А 20 августа в Мариуполе Донецкой области взорвалась самодельная бомба у входа в зоопарк, который собирался посетить пророссийский мэр Константин Иващенко. Никто не пострадал.
После серии покушений на коллег лояльные Кремлю чиновники начали покидать оккупированные территории Украины. Замглавы пророссийской администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов уехал в Воронеж, где поселился в пятизвездочном отеле Mariott. Чиновник заявил, что речь идет о «рабочей поездке», и вообще он «не обязан сидеть» в Херсоне.
Вслед за Стремоусовым из своего региона уехал глава оккупационной администрации Запорожской области Евгений Балицкий. Он сообщил, что теперь будет руководить территорией из Крыма, объяснив это «семейными обстоятельствами».