Поскольку война Владимира Путина с Украиной затягивается и меняет глобальную геополитику, Соединенным Штатам необходимо пересмотреть свою долгосрочную стратегию в отношении России. Основным направлением этой стратегии, мало чем отличающейся от первоначальной стратегии сдерживания эпохи холодной войны, сформулированной Джорджем Кеннаном 75 лет назад, должно снова стать «терпеливое, но твердое и бдительное сдерживание экспансионистских тенденций России».
Во время холодной войны США стремились сдерживать экспансионистские порывы Советского Союза, не вступая в прямую военную конфронтацию, ожидая, пока противоестественный советский режим в Москве рухнет. Сегодня цель сдерживания России иная, поскольку было бы наивно ожидать, что Россия распадется, как это произошло с Советским Союзом. Как признавал сам Кеннан, «Советский Союз не продержится долго, а Россия продержится».
Вместо этого США должны усердно работать над сдерживанием экспансионизма России в Европе и других местах до тех пор, пока российское руководство — либо нынешнее, либо какое-то будущее — не осознает, что его деструктивные имперские тенденции ведут его к безрадостному будущему превращения в вассала Китая.
Все более отрезанная от Запада, Москва станет обязанной Пекину как торговому партнеру и ключевому международному покровителю, это будут отношения не между равными, а между просителем и благодетелем. Такой поворот может заставить Кремль переосмыслить свою антизападную политику и сдержать свою агрессивность.
Соединенным Штатам не следует питать иллюзий относительно того, что такая трансформация приведет к установлению дружеских отношений с Россией, а тем более к антикитайскому союзу, или что поведение России изменится быстро. Действительно, могут пройти годы, прежде чем российские лидеры займут менее конфронтационную позицию по отношению к Западу. Маловероятно, что Россия когда-либо интегрируется в западное сообщество. Также маловероятно, что Россия когда-либо пожертвует своими отношениями с Китаем ради более теплых отношений с Соединенными Штатами и Европой. Соединенным Штатам придется смириться с существенными различиями между базовыми ценностями и долгосрочными интересами России и Запада, такими как поддержка прав человека и демократического управления.
Тем не менее Кремль в конечном итоге может прийти к выводу, что политика беспристрастности — поддержание продуктивных связей как с Китаем, так и с Западом — отвечает его интересам.
Возможна другая Россия, с более сбалансированной внешней политикой, которая избегает тесных связей ни с Китаем, ни с Западом, уважает территориальную целостность других государств и придерживается своих международно-правовых обязательств. Соединенные Штаты должны быть готовы ждать, пока Россия поймет, что она мало что выиграет от зависимости от Китая в будущем.
Безвыходное положение
Через шесть месяцев после того, как Россия вторглась в Украину, ход войны остается неопределенным. В то время как Путину так и не удалось добиться смены режима в Киеве, России удалось захватить примерно пятую часть Украины. Украинская армия превзошла все ожидания, но она, возможно, не в состоянии и полностью свести на нет успехи России, и тупиковая ситуация, из которой никто не может выйти, в ближайшем будущем выглядит все более вероятной.
Контроль России над восточной Украиной никогда не может быть полным. Учтите, например, что Советскому Союзу потребовалось более десяти лет, чтобы подавить украинское повстанческое движение после восстановления контроля над Украиной в конце Второй мировой войны. Не оправятся полностью и оккупированные Россией территории от экономической разрухи, вызванной войной. У Москвы нет денег, чтобы возродить завоеванные ею опустошенные районы, но, вероятно, она все равно попытается это сделать, тратя свои скудные ресурсы.
Столкнувшись с усилением НАТО, в состав которого вскоре войдут Швеция и Финляндия, Россия будет вынуждена тратить еще больше на свои вооруженные силы, опустошая казну и в ущерб социальным услугам, инфраструктуре, науке и образованию.
Империалистические амбиции Путина по захвату земель сделают Россию более бедной, более печальной, более репрессивной, более небезопасной и, в конечном счете, менее привлекательной для жизни.
Даже если Путин проложит себе путь к чему-то, что он может назвать краткосрочной победой на Украине, в долгосрочной перспективе он уже потерял Россию.
Если западные санкции сохранятся, российская экономика будет стагнировать и чахнуть, что усилит ее зависимость от Пекина, а такая перспектива мало кому нравится в Москве.
Россия уже начала перенаправлять экспорт энергоносителей и полезных ископаемых с «враждебных» европейских рынков в Китай. Российские потребители будут все больше полагаться на китайский импорт, чтобы заменить западные товары, которые больше не доступны. Юань, китайская валюта, сейчас играет важную роль в сделках на Московской бирже, и эта роль будет только возрастать. По сути, стабильность российской экономики будет основываться на вливаниях китайских денег и товаров, и эта динамика позволит Пекину получить значительное влияние на Москву.
В этих обстоятельствах США следует продолжать наращивать потенциал украинских вооруженных сил, сохраняя и усиливая санкции в отношении России, включая экспортный контроль над важными технологиями, которые нужны России и к которым она стремится получить доступ, например полупроводники. Но эти меры помогли бы поддержать украинские военные усилия и ослабить Россию, но они не составляют долгосрочной стратегии.
Чтобы проложить путь для будущего, Соединенные Штаты должны избежать эскалации на Украине, предотвратить полную дестабилизацию России и предоставить Москве альтернативу ее опасной чрезмерной зависимости от Пекина.
Игра вдолгую
По мере того, как война в Украине продолжается, главным приоритетом для Соединенных Штатов и их союзников по НАТО было и останется предотвращение любой эскалации, которая привела бы к прямому конфликту между НАТО и Россией. НАТО неоднократно и мудро сигнализировало России о своем желании избежать столкновения из-за Украины, и Соединенные Штаты проявляют терпение и выдержку. Именно из-за этого желания НАТО сопротивляется призывам Киева ввести запретную для полетов зону над Украиной, что может привести к вовлечению летчиков-истребителей НАТО в воздушный бой с российскими войсками.
Еще один исход, которого Соединенным Штатам следует избегать, — это полное крушение России. Соединенным Штатам следует продолжать наказывать Путина за войну на Украине, но они не должны упускать из виду тот факт, что дестабилизация — или даже раскол России, к чему призывают некоторые комментаторы, — не в их интересах.
В конце холодной войны президент Джордж Буш-старший беспокоился о распаде Советского Союза не потому, что Советский Союз стоило сохранить, а потому, что распад крупной ядерной державы мог привести к высвобождению ядерного оружия и расщепляющихся материалов, подстегнув ядерное распространение среди государств-правопреемников и стимулирование появления новых сетей террористов и организованной преступности. Спустя четыре десятилетия эти риски сохраняются. Крах России может привести к кровавому гражданскому конфликту, который может дестабилизировать Евразию на долгие годы.
США должны поощрять россиян хотя бы представить себе будущее, в котором Россия будет влиятельным, независимым игроком на мировой арене, стремящимся к мирному и прибыльному сосуществованию с Западом. Россия и Запад разделяют заинтересованность в создании России, которая не будет вассалом или просителем Китая, и потенциальный нейтралитет России — ее неприсоединение к текущему стратегическому соперничеству с Китаем — возможно, самая большая победа, которую могут одержать Соединенные Штаты. Сообщения США России должны подкрепить то, что уже известно российской политической элите: Китай просто заботится о собственных интересах и рассматривает Россию только как инструмент для их достижения.
Материал впервые был опубликован в журнале Foreign Affairs.