🔷 Москва не хотела бы «железного занавеса», но его опускает Запад, это проблема, но РФ — самодостаточная страна, — МИД
🔷 Первый замглавы МЧС Александр Чуприян заявил о нехватке отечественного оборудования, комплектующих, а также сырья для изготовления средств личной защиты пожарных и спасателей.
Вроде бы ничем не примечательные сообщения (сколько таких уже было и сколько еще будет!), они идеально описывают состояние страны. Какое-то гротескное несоответствие представления о себе — и себя настоящей.
Передовая, самодостаточная, богатая, сильная, независимая, меняющая несправедливый миропорядок на правильный и готовая бросить вызов любому — такой Россия видит себя в своем кривом зеркале. Богатая человеческими и природными ресурсами, но отсталая во многих сферах, не способная самостоятельно производить многие товары первой необходимости, где каждый девятый проживает за чертой бедности (более 16 млн человек, или 11%), одинокая (кто наши союзники?), развязавшая то, что называется эвфемизмом «специальная военная операция» и не называющая число погибших в ней — такой показывает ее обычное зеркало. Менее 2% экономики и населения мира.
Это примерно соответствует доле России в выручке корпораций, которые ушли с нашего рынка. Но мы уверены, что они еще пожалеют и сами прибегут обратно. Конечно, пожалеют — но не сильно. И конечно, захотят вернуться — но когда война кончится, а к России вернется чувство реальности.
В 2010 году я редактировал статью о 10-летней стратегии развития автопрома, в которой были автотранспортные системы для освоения шельфа Северного Ледовитого океана и Луны, а также летающий автомобиль… 10 лет давно минули, и вот готовится новая стратегия: мы начнем делать подушки безопасности для автомобилей в 2035 году. Дай бог, начнем!
Нашему передовому оружию нужна микроэлектроника из «недружественных» стран, производить которую мы не сможем еще многие годы. А демонстрация возможностей оружия, скорее всего, снизит число его покупателей. Но мы все повторяем мантру «аналоговнет». Смартфоны и самолеты от Чемезова, программы освоения Луны и Марса от бывшего гендиректора «Роскосмоса» Рогозина — таким примерам нет числа.
Можно сказать, что это пиар и пропаганда — зачем обращать на них внимание? Проблема в том, что эти мантры повторяются так часто, что Россия, кажется, искренне поверила в них. В юности на меня произвел неизгладимое впечатление один литературный персонаж. Вдова мелкого чиновника, пьяницы, погибшего под колесами экипажа, хлопотала о пенсии. Рассказывая чиновникам свою историю, она, разумеется, несколько приукрашивала деловые качества мужа, а бюрократия и в XIX веке в России была велика. Так что, пересказав это много раз, она сама искренне поверила в то, что муж ее был чуть ли не ключевым сотрудником, на котором держалось все министерство. Пенсию она, конечно, не получила.
Поверили в эти мантры и руководители страны. И исходя из этого, они принимают решения, в том числе судьбоносные. А ведь главное — адекватная оценка ситуации. Игра на выигрыш в плохой позиции, которая почему-то кажется хорошей, почти наверняка приведет к проигрышу.
Получив плохую позицию, надо искать пути ее усиления. Можно, конечно, затеять авантюру в надежде на ошибку противника, но шансы на это малы — собственно, как с таким ошибающимся противником мы оказались в плохой позиции? Опять же, сначала надо признаться самому себе, что позиция плохая.
Россия же убеждает себя, что до выигрыша буквально несколько ходов. А возникающие по ходу мелкие неприятности мы устраним. Возьмем Херсон, Николаев, Одессу, наладим параллельный импорт и производство, оставим Европу зимой без газа — сами сдадутся. Раз хочется в это верить — значит, так и есть.
Напоминает ребенка, который закрывает глаза и думает, что всем стало темно. А остальные видят армию, увязшую в позиционных боях, и загорающиеся склады с боеприпасами. И прогноз правительства: $16 млрд параллельного импорта в этом году — в разы меньше, чем нужно. И опрос ЦБ: примерно у 30% предприятий проблемы с импортными поставками (еще у 31% продукция не зависит от импорта, но это не значит, что она не зависит у их российских поставщиков). Да еще много чего.
Гораздо приятнее и проще выдавать желаемое за действительное. В этой параллельной реальности победа (в чем бы она ни выражалась) близка, большинство скоро поймет нашу правоту, а экономика наперекор санкциям начнет расти темпами, которых не ждет ни один независимый эксперт.
Но однажды придется открыть глаза. И чем раньше это случится, тем менее кошмарной будет то, что увидит Россия.