Жители большинства городов мира дышат грязным воздухом. Плохая экологическая обстановка может объясняться разными причинами, но для городской среды особенно важны два загрязнителя, отмечают эксперты американского Health Effects Institute (HFI):
- мелкие частицы (PM2,5) и
- двуокись азота (NO2).
Оценка загрязненности воздуха этими элементами выявляет два разных географических шаблона, говорится в исследовании HFI «Качество воздуха и здоровья в городах». Значительное присутствие мелких частиц, попадающих в атмосферу в результате выбросов промышленных предприятий, сжигания угля на электростанциях, работы автомобилей, характерно для стран с низким и средним уровнем дохода. Тогда как высокая концентрация диоксида азота отмечается в странах с разными уровнями дохода.
Диоксид азота — газ, вырабатывающийся при сжигании топлива. Основные источники его выброса в атмосферу — выхлопные газы автомобилей (главный в крупных городах), а также ТЭЦ, нефтеперерабатывающие, химические, металлургические и мусоросжигательные заводы. При долгосрочном воздействии на организм диоксид азота может быть причиной легочных заболеваний, включая бронхит и астму. Представляет собой ядовитый газ красно-бурого цвета.
Самый загрязненный диоксидом азота город в мире — Шанхай (авторы исследования оценивают среднегодовое содержание вредного элемента в воздухе в расчете на число жителей). Москва занимает 2-е место, а Петербург — 4-е; между ними расположился Тегеран, а замыкает пятерку Пекин. В первой десятке есть еще два города из стран СНГ — Ашхабад и Минск (7-е и 8-е места соответственно), а остальные — это Каир, Стамбул и Хошимин.
Паллави Пэнт, старший научный сотрудник HEI, руководивший исследованием, говорит:
Мы были очень удивлены, обнаружив несколько российских городов в самом начале списка. Вероятно, это объясняется загрязнением в результате дорожного движения и более старыми машинами в автопарках [этих городов].
По загрязненности диоксидом азота Москва находилась на первом месте среди российских городов и в исследовании, опубликованном год назад КБ «Стрелка». Чтобы снизить концентрацию опасного газа, нужно:
- развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуру, общественный транспорт;
- сократить количество дорожных заторов и в целом автомобильный поток в городах;
- электрифицировать автомобильный парк, развивать зарядную инфраструктуру, —
говорил тогда директор проектов и эксперт по транспортному планированию КБ «Стрелка» Илья Чистяков.
В нынешней экономической ситуации в России, однако, реализовать такие подходы будет сложно. Природоохранное законодательство быстро деградировало после введения войск в Украину и ответных санкций Запада. Например, правительство разрешило выпускать автомобили, производящие в три раза больше угарного газа, чем можно было по действовавшему прежде стандарту «Евро-5». Были отодвинуты сроки федерального проекта «Чистый воздух», который предполагал снижение уровня загрязнения воздуха в 12 городах, в том числе снижение выбросов не менее чем на 20%, а к 2030 г. — в два раза.