Ввести эмбарго на закупки российского угля Евросоюз решил четыре месяца назад. Но лишь после его вступления в силу 10 августа власти пояснили, что европейским компаниям запрещено предоставлять страховые и прочие финансовые услуги при поставках российского угля не только в страны ЕС, но и по всему миру.
Майк Солтхаус, глобальный директор по страховым возмещениям Ассоциации клубов взаимного страхования Северной Англии и председатель санкционного комитета Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P&I Clubs), пояснил Bloomberg:
Если вы судовладелец из ЕС и загрузили российский уголь, чтобы доставить его в третью страну, не входящую в ЕС, — теперь это незаконная операция. Это создает весьма значительные проблемы.
Еврокомиссия уточнила, что правила эмбарго «запрещают покупку, импорт или перевозку, прямо или косвенно», запрещенных товаров, таких как уголь и некоторые виды удобрений, «имеющих происхождение в России или экспортируемых из России». Запрет применяется «вне зависимости от конечного пункта назначения товаров», «не важно, направляются ли товары в ЕС или нет».
Для страховщиков это стало неожиданностью. Входящие в International Group of P&I Clubs (IG) организации, которые занимаются совместным страхованием ответственности перед третьими лицами, страхуют около 90% мировых морских перевозок. Как сообщил в циркуляре британский член этой группы, UK P&I, до сих пор в IG полагали, что запрет на страхование не касается поставок в третьи страны, однако пояснение Еврокомиссии все меняет:
Теперь ситуация такова, что участие любой организации ЕС в перевозке российских удобрений, угля или других твердых видов ископаемого топлива [приносящих значительный доход российскому бюджету] в любой пункт назначения как внутри, так и за пределами ЕС будет нарушением санкций ЕС.
Запрет, в частности, касается всех страховых и перестраховочных услуг, а «большинство клубов, входящих в IG, находятся в юрисдикции ЕС». Все входящие в IG клубы, даже находящиеся за пределами ЕС, сильно зависят от перестраховщиков из Евросоюза, поясняется в циркуляре.
В 2021 г. Россия обеспечила около 46% потребляемого в ЕС угля. При принятии в апреле решения об эмбарго Еврокомиссия заявила, что оно ударит по четверти всего российского угольного экспорта на сумму около 8 млрд евро в год.
После августа в Кемеровской области, центре угольной добычи, будет «самая жесткая ситуация» в России, считает специалист по региональной экономике, профессор МГУ Наталья Зубаревич. Закрытие экспорта в Европу — это 50 млн т угля, и «перенаправить его на восток невозможно, мощности Транссиба этого не позволяют, <…> Транссиб не резиновый». Из-за потери рынка компании будут вынуждены держать сотрудников на неполной занятости (уволить их сложно) или отправлять в отпуска без сохранения содержания, говорит Зубаревич. Такая ситуация может продолжаться в России до конца года, а «реально мы будем понимать масштабы угроз рынку труда в декабре 2022 — начале 2023 гг.», сказала она «Дождю».
Цена угля на мировом рынке, составлявшая в начале года $134/т, взлетела до $400. Однако российские угольщики, в отличие от нефтяников, которые смогли быстро перенаправить поставки в Азию, не выиграют от роста цен теперь, когда не только вступило в силу эмбарго, но и выяснилось, что страховые компании не могут работать с российскими поставками в любые страны.
Выгоды получают другие страны. Например, согласно таможенным данным, собранным Trade Data Monitor, Германия увеличила закупки угля в марте–мае (по сравнению с весной 2021 г.):
- в Австралии — на 21%,
- в ЮАР — в 7 раз,
- в Колумбии — в 4 раза,
- в США — более чем на 10%.
А другой крупный покупатель российского угля, Польша, за тот же период нарастила импорт из Казахстана более чем вдвое.