Основой экономической политики государства во время войны должен быть тезис «все для фронта, все для победы». Однако это совсем не значит, что тыл должен питаться воздухом, одеваться исключительно в дерюгу или секонд-хэнд и отапливать дома кизяками при наличии электричества (угля, газа).
О чем можно говорить на уровне центрального правительства?
Часть задач можно описать на примере зерновой сделки. Первый транспорт с украинским зерном послед долгих переговоров, ракетных ударов, сложного путешествия по заминированному морю, отказа ливанского покупателя и, наконец, обретения турецкого покупателя закончил свой коммерческий рейс.
1. Провести аудит ресурса.
В нашем примере с зерном следовало бы:
а) оценить качество зерна, складированного и в портах, и на государственных и частных элеваторах, и составить карту запасов;
б) выяснить потребность в муке, чтобы использовать ее для производства макарон и хлебобулочных изделий на ближайший год с учетом:
— растущих потребностей армии в продовольствии,
— растущего количества временно перемещенных лиц (беженцев), которых надо обеспечивать за счет государства едой,
— снижающейся покупательной способности населения.
2. Определить способы и сроки использования ресурса
а) использовать в имеющемся виде и немедленно в случае с зерном отправить наименее качественную его часть, например, на корм скоту;
б) переработать: отправить на мукомольное производство, из муки печь хлеб и делать макароны;
в) отправить на долгое хранение, в тактический запас;
г) уничтожить, чтобы не достался врагу;
д) переработать в этиловый спирт;
е) продать — что и было сделано в случае с зерновой сделкой.
Не только морем
Тут замечу, что путей вывоза зерна больше, нежели только морем. Есть еще и железнодорожный транспорт, хотя пропускная способность не так велика. А покойный глава «Нибулона» Алексей Вадатурский работал над тем, чтобы создать канал для зерна по Дунаю. Что будет с этим проектом после того, как его убила российская ракета, — неясно.
Для пунктов а)–д) нужно разработать программу оценки зерна и выделить государственные средства на его закупку.
Этиловый спирт из пункта д) идет на нужды военного производства (этанол — компонент для изготовления пироксилина), может использоваться для отопления или быть частью моторного топлива.
Спирт, а не газ
Из одной тонны зерна можно произвести 300–330 л спирта — это эквивалент 225 куб. м природного газа. Впереди у Украины очень сложный отопительный сезон. Да, жечь спирт вместо газа не очень выгодно, но если нет других вариантов, то следует пойти и на это.
При цене газа на европейских хабах в $2200–2500 за 1000 куб. м (а то и выше!) и цене тонны кукурузы в 3000–8000 гривен ($80–215) может оказаться, что спиртом топить выгоднее, чем газом.
Кроме того, переработка зерна на спирт — элемент оживления экономики. Нет возможности быстро переработать на заводах? Дайте возможность это делать малому и среднему бизнесу и без дополнительных лицензий под надзором территориальных общин, которые и отвечают за отопление.
Уверяю: все те 20 млн тонн зерна, которые сейчас планируют вывезти из Украины через деблокированные порты, до зимы были бы переработаны!
3. Выдать государственные гарантии
Гарантировать нужно определенные стандарты жизни и занятости на время войны. И это не всегда и не только помощь деньгами.
Например, обеспечение продуктовыми наборами 8 млн временно перемещенных лиц внутри страны обойдется государству дешевле, чем раздача денег, необходимых каждому отдельно для покупки такого же количества пищи. Формирование продуктовых наборов — государственный заказ для предприятий пищепрома, картонно-бумажных комбинатов и самих же переселенцев, которые могут упаковывать еду! Общественно полезный труд, который можно оплачивать из местного бюджета.
4. Развитие производства за счет государства
В первую очередь речь должна идти собственном о производстве оружия и амуниции — или о производстве партнерстве с мирными соседями. Невозможно выиграть войну только за счет ленд-лиза и оружейных подарков других стран.
Предстоит наладить производство всех тех видов вооружения, которые Украина технически способна выпускать и для которых есть специалисты, и база, и сырье. Например, патроны и снаряды, самое дешевое и массовое производство, которое можно с нуля создать всего за 3 месяца и $50–70 млн. В прошлом году Турция за $25 млн и за полгода построила такое производство и сейчас полностью обеспечивает потребности армии.
Вариант (более простой) — договориться с Польшей или Чехией о создании экстерриториальных военно-промышленных кластеров, и они будут выполнять заказы украинских вооруженных сил.
5. Финансы — тоже ресурс
Правительство и Национальный банк Украины должны в военное время держаться вместе. О «независимости» Нацбанка следует забыть до победы и завершения послевоенного восстановления страны.
Очень важно объяснять обществу сложные экономические решения до их воплощения, а не постфактум, как это было, когда Нацбанк в 2,5 раза поднял учетную ставку — чем просто остановил коммерческое кредитование в стране; или когда гривна была внезапно девальвирована на 25%.
Непредсказуемые действия Нацбанка и правительства снижают доверие населения к власти в целом — а это плохо сказывается на общественном настроении и на бизнес-процессах: неопределенность экономической политики создает риски, и они закладываются в цену товаров и услуг.
Итак: учет, контроль, синергия и коммуникации — вот основа государственной политики использования ресурсов во время войны.