Насколько ужасна ситуация?
Хуже может быть только сама ядерная катастрофа — вроде Чернобыльской. Напомню, что тогда взорвался один реактор. Радиоактивное облако двигалось таким образом, что загрязненными оказались не только части современных Украины, Беларуси, России, но и многих стран Европы. Часть радиации долетела до Африки и даже до Северной Америки.
На Запорожской АЭС установлено шесть реакторов.
Возможна ли крупная авария? Вполне. Для этого достаточно обесточить АЭС, разрушив линии электропередач, — и вроде как по этим линиям уже стреляют. Аварийные генераторы, конечно, смогут какое-то время снабжать станцию энергией, если только они исправны, но это вопрос часов.
Вспоминается, как одна из российских АЭС оказалась на грани аварии в начале 1990-х годов, когда ураган повалил линии электропередач, а генераторы оказались неисправны. Даже войны не понадобилось.
Реакторы — не единственный источник опасности. На площадке Запорожской АЭС в контейнерах хранится отработавшее ядерное топливо, наиболее опасный вид ядерных отходов. Бомбардировка этой площадки также приведет к одной из крупнейших ядерных аварий в истории. В 1957 году на челябинском предприятии «Маяк», в то время секретном, произошел взрыв в хранилище ядерных отходов — радиоактивное загрязнение распространилось примерно на 20 тыс. кв. км территории СССР.
Чтобы понять, опасны ли военные действия вблизи АЭС, нужно иметь в виду: никто, нигде и никогда не рассчитывал, смогут ли атомные реакторы выдержать попадание крылатой ракеты. Или двух. Или тридцати. Нет никаких сомнений, что если кому-то всерьез захочется разбомбить АЭС — никакие оболочки реакторов не выдержат.
Но, кажется, по самим реакторам не стреляют. Пока.
В новостях Запорожская АЭС появилась еще в марте, когда российские войска принялись обстреливать ее территорию ракетами, а затем оккупировали. На станции продолжают работать украинский персонал, который находится в крайне стрессовой ситуации, что само по себе может привести к ошибкам в управлении реакторами. Большинство аварий и нештатных ситуаций на АЭС в истории произошли из-за человеческих ошибок.
Запорожская АЭС — не единственный «ядерный» эпизод войны. И поэтому есть какая-то фактура, чтобы оценить, как украинские и российские военные ранее относились к боевым действиям вблизи ядерных объектов. Когда почти полгода назад российские войска окопались (!) в радиоактивно загрязненной зоне возле Чернобыльской АЭС, украинцы по ним не стреляли. По сообщениям различных СМИ, там присутствовали и сотрудники «Росатома», что не помешало российским солдатам копать радиоактивно загрязненный грунт и, следовательно, дышать радиоактивной пылью. Хоть предупредили бы, что ли?
В марте по захваченной Запорожской АЭС украинцы тоже не стреляли, ни для повреждения оборудования, чтобы оно не досталось захватчикам, ни для того, чтобы отвоевать станцию. Поэтому я не верю в то, что они стреляют по атомной станции сейчас.
МАГАТЭ отчаянно требует пустить его на Запорожскую АЭС — но это смахивает на дешевый пиар. Гендиректор агентства Рафаэль Гросси не может не понимать, что инспекторы под обстрелами на оккупированной АЭС, мягко говоря, бесполезны. Что может МАГАТЭ? Зафиксировать, что идет война и ее надо срочно прекратить? Сейчас это кому-то непонятно?
Российские власти, кстати, тоже очень хотят, чтобы гендиректор Гросси приехал в Запорожье.
Вообще уже неважно, кто стреляет по Запорожской атомной станции. И неважно, что говорит МАГАТЭ, репутация которого оставляет желать лучшего. Гораздо важнее, что россияне — не менее украинцев или жителей Европейского союза — стоят на пороге ядерной катастрофы. И оказались мы в этой точке из-за того, что в феврале Россия ввела в Украину войска и до сих пор ведет кровопролитную войну. Вот так просто. И, возможно, всего-то одна ошибка наводчика ракеты или оператора реактора отделяет нас сейчас от повторения Чернобыля.
Молитесь, если вам это помогает.