Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Крупнейшая грузовая авиакомпания России сократит 200 пилотов

DS28 (CC BY-SA 4.0)

Российская авиаотрасль падает все глубже в санкционную могилу. После того как страна лишилась возможности получать и обслуживать современные самолеты, а отечественным авиакомпаниям запретили заходить в воздушное пространство США и ЕС, бизнес авиаперевозчиков начал трещать по швам. 

Из-за разрыва торговых связей и нарушения логистических цепочек поддерживать ресурсы становится все сложнее. В первую очередь под удар попадает персонал. Грузовая группа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина решила сократить более 200 пилотов в своих авиакомпаниях AirBridgeCargo и «Атран», пишет РБК.

Речь идет о летчиках, которые летали на самолетах Boeing. Сохранят лишь несколько экипажей на случай, если Минтранс разрешит «Волге-Днепр» вернуть эти лайнеры иностранным лизинговым компаниям. Месяц назад стало известно, что AirBridgeCargo хочет отдать владельцам 14 из 16 грузовых Boeing 747, которые находятся в московском Шереметьево.

Представитель «Волги-Днепр» назвал увольнение пилотов «вынужденной мерой». «Она проводится поэтапно, чтобы иметь возможность консервации флота», — пояснил он. По данным источников, на начало 2022 года в AirBridgeCargo работали более 300 пилотов, в «Атране» — примерно 110. Их точное количество «Волга-Днепр» раскрыть отказалась.

В состав группы входят три российских авиакомпании: одноименная «Волга-Днепр», AirBridgeCargo и «Атран». На середину февраля ее парк насчитывал 11 российских самолетов Ан-123 и Ил-76 (оба типа эксплуатировала «Волга-Днепр») и 27 Boeing 737/747/777 (AirBridgeCargo и «Атран»).

По данным Росавиации, группа занимала почти 51% российского рынка авиационных грузоперевозок в январе–феврале 2022 года. Тогда авиакомпании AirBridgeCargo (1-е место по грузопотоку в отрасли), «Атран» (7-е место) и «Волга-Днепр» (10-е место) суммарно перевезли 101,9 тысяч тонн грузов. С марта Росавиация статистику не публикует.

При этом «Волга-Днепр» ориентировала свой бизнес на глобальный рынок. Согласно данным Росавиации и Транспортной клиринговой палаты, в 2019 году на международные рейсы AirBridgeCargo приходилось 99,8% всех грузоперевозок, у «Волги-Днепр» — 98,6%, у «Атрана» — 65%. Более поздние данные недоступны.

После начала войны России в Украине деятельность группы резко сократилась. Уже в середине марта AirBridgeCargo и «Атран» приостановили полеты из-за санкций в отношении лизингодателей, которым запретили работать с российскими компаниями, и аннулирования сертификатов летной годности. 

Также сказались прекращения поставок запчастей и закрытие неба над Евросоюзом. Компании группы очень сильно зависели от европейского рынка. Так, в прошлом году AirBridgeCargo перевезла через немецкий Франкфурт более 110 тысяч т грузов (17% от всего грузопотока компании). Кроме того, самолеты Boeing группы «Волга-Днепр» попали в санкционный список Минторга США, а в середине июня Великобритания наложила персональные санкции на ее основного владельца Алексея Исайкина.

Увольнение сотен пилотов поможет сократить расходы, однако всех проблем не решит. Поддержка со стороны государства минимальна. «Волга-Днепр» получит всего 907 млн субсидий из федерального бюджета. Также у нее есть заказ на 9,5 млрд рублей от властей Москвы: до конца года самолеты группы доставят в столицу 20 тысяч тонн критически важных грузов. Однако помощь федеральных и столичных властей не превышает и 5% от прошлогодней выручки «Волги-Днепр» в 212 млрд рублей. 

Для сохранения бизнеса AirBridgeCargo и «Атрана», в парке которых были только иностранные самолеты, группа задумалась о переходе на Ил-76 и Ил-96. Также менеджмент хотел создать новое предприятие в СНГ или на Ближнем Востоке и перевести туда часть лайнеров вместе с персоналом. «Волга-Днепр» планировала сотрудничество с Etihad из ОАЭ — в этой стране работает дочерний технический провайдер группы Volga-Dnepr Gulf.  «Но из этой идеи ничего не вышло, юристы Etihad долго изучали этот вопрос и в результате отказались от совместного проекта», — отметил источник. Представители «Волги-Днепр» причины провала переговоров не комментировали.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку