Социальные сети полны комментариев, даже в киевских маршрутках – вместо войны – говорили о Нэнси Пелоси и ее визите на Тайвань. Мнения разные: от восхищения ее выдержкой до непонимания ее целей.
Почему спикер Палаты представителей вызвала такой интерес, и не только у украинцев?
Прежде всего, ее прилет на Тайвань и реакция Китая на него показали, что мнение, будто в мире наступила постамериканская эпоха, неверно. Как рассуждал американский политический обозреватель Фарид Закария, постамерианской эпоху следует называть потому, что появились страны – и главная из них Китай, – которым абсолютно безразличны США и Запад. Не то что бы они против Запада, но он им не указ, и они делают, что хотят.
Политическая буря, которую вызвала своей решительностью Нэнси Пелоси, – четкий индикатор, что США остаются главной мировой державой и что оспорить этот статус ни у кого не получается. Для украинцев эта информация особенно важна: США – союзник Украины в войне против России, и значит, жесткий отпор, который получает Россия, не подвергается сомнению.
Бесстрашный политик
Нэнси Пелоси побывала не только на Тайване, но и в Киеве – в начале мая, внезапно. Тогда она заверила президента Владимира Зеленского, что США будут поддерживать Украину в этой войне, «пока битва не будет завершена». Пелоси – самый высокпоставленный официальный американский представитель, приезжавший в Украину: она третья в иерархии после президента Джо Байдена и вице-президента Камалы Харрис.
Но есть и другая точка зрения на визит Пелоси на Тайвань, совсем не такая восторженная. Речь не о Третьей мировой войне, которую мог бы развязать Китай, и не о ядерном апокалипсисе. Да, США сохраняет статус сверхдержавы, но даже у сверхдержавы ресурсы ограничены. И если США будут вынуждены всерьез втянуться в защиту Тайваня, даже не напрямую, – их внимание и помощь будут отвлечены от Украины.
Россия давно уже не главный соперник США, это место прочно занял Китай, именно он посылает самый серьзеный вызов американскому доминированию в мире. Отпор Китаю потребует гораздо больших усилий, чем поддержка Украины в ее противостоянии с Россией. А одновременно с двумя задачами США могут и не справиться.
Оптимисты могут вспомнить время Второй мировой войны, когда США и воевали на Тихоокеанском фронте, и обеспечивали материально-техническую базу победы СССР над Германией через программу ленд-лиза, и участвовали в боевых действиях на территории Европы в составе второго фронта. Но тогда не было ядерного оружия, а экономика США набрала беспрецедентную мощь, несопоставимую с экономиками других воевавших стран.
Сегодня такой разницы в экономической мощи нет, как нет у США и тогдашней решительности. К примеру, США снова приняли программу ленд-лиза – для Украины, только программа до сих пор не заработала в полную силу. И есть опасность, что американская поддержка Тайваня подтолкнет Китай к военному союзу с Россией, а это будет иметь крайне тяжелые последствия как для Украины, так и для самих США.
Украина опасается такого развития событий, это подтвердило и обращение президента Зеленского к председателю КНР Си Цзиньпину с предложением провести личные переговоры. Китайский МИД уклонился от ответа на вопрос, возможна ли такая встреча.
Поездка Нэнси Пелоси на Тайвань может вызвать в американо-китайских отношениях рекцию, которая в теории игр называется Chicken Game, цыплячья игра. (В русскоязычной литературе она чаще называется игрой в голубей и ястребов.) Суть ее описывается так: два водителя на полной скорости мчатся друг другу в лоб; исходом может быть или катастрофа и гибель обоих участников, или уступка (весьма разумная) одного из них, она трактуется как «цыплячье», «трусливое» поведение, оставляющее, однако, обоих участников в живых.
Чем руководствовалась Пелоси, создавая ситуацию для «цыплячьей игры», неизвестно, может, ноябрьскими выборами в Конгресс, обещающими быть тяжелыми для демократов. Пока выглядит так, что Китай увернулся от столкновения, которым сам же и угрожал.
И значит, пока Украина может не бояться остаться без американской поддержки.