В прошлом учебном году во многих регионах России возник дефицит учителей, педагогов и руководителей школ. В первую очередь он вызван низкими зарплатами при больших объемах работы, пишет «Коммерсантъ».
По данным Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в 2021/2022 учебном году в стране были не заняты 3,1% вакансий в сфере среднего образования. По федеральным округам эта цифра варьировалась от 4,8% до 1,2%.
Самая большая нехватка школьных работников наблюдалась в Южном федеральном округе (4,8%), в Северо-Западном регионе (4,6%), на Урале (4,4%). Меньше всего проблем с кадрами в Северо-Кавказском (1,2%), Центральном (2,1%) и Приволжском (2,5%) федеральных округах.
По мнению экспертов РАНХиГС, ситуация в регионах варьируется из-за различий в размерах оплаты труда. В 2021 году в некоторых случаях разрыв достигал пяти раз. Например, школьные преподаватели могут получать более 100 тысяч рублей в Москве, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии — только 20 тысяч.
Согласно майским указам президента, доход учителя должен превышать среднюю зарплату в регионе проживания. На деле этого удалось достигнуть только в некоторых субъектах. Так, в Москве показатель составляет 124%, а в Забайкальском крае — только 84,4%. При этом часто сумма достигается за счет совместительства.
«Чтобы в регионе могли платить учителю зарплату выше средней, ему необходимо дать две ставки и классное руководство», — сказала оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.
Минпросвещения собиралось запустить пилотный проект по повышению зарплат преподавателей в пяти регионах РФ в сентябре 2022-го, но его отложили на неопределенное время.
Сейчас российских учителей из бедных регионов переманивают на работу на оккупированных территориях Украины, предлагая большие зарплаты — до 200 тысяч рублей в месяц. Для сравнения: средний оклад школьного преподавателя в целом по России в 2021 году был чуть более 43 тысяч. В Донбассе, Запорожье и Херсонской области педагоги будут учить украинских детей «правильной» истории, географии и обществознанию.