Российские власти вербуют представителей разных профессий, чтобы укреплять позиции в захваченных украинских регионах. Строителей везут восстанавливать разбомбленные здания и инфраструктуру, привлекают на работу в Донбасс и Херсонскую область врачей, звучали предложения формировать студенческие стройотряды.
Кроме того, в тюрьмах вербуют уголовников, а рабочих на попавших под санкции заводах агитируют ехать воевать.
Между тем скоро начинается учебный год, и в российских регионах, особенно с низкими зарплатами, набирают учителей, чтобы преподавать украинским детям «правильную» историю, а также, по словам министра просвещения России Сергея Кравцова, правильные географию и обществознание. Готовиться к учебному году нужно уже сейчас.
Так в изложении The Washington Post (WP) выглядел призыв участвовать в переводе украинских школ, говоря словами Кравцова, «на российские стандарты» образования. Перепиской в учительском чате с газетой поделился «Альянс учителей».
При выплате 8600 рублей в день месячный заработок согласившихся составил бы почти 190 000 рублей (исходя из 22 рабочих дней, а если речь в сообщении шла о днях календарных, то под 260 000 рублей). Между тем, среднемесячная номинальная зарплата в Чувашии составляет 39 528 рублей, по данным Росстата за апрель.
Однако множества желающих получать в 5-6 раз больше, по-видимому, не нашлось. Через час директор написал еще одно сообщение: «Дорогие учителя, кто-нибудь еще хочет помочь коллегам? В этих районах безопасно. Пожалуйста, ответьте побыстрее».
Один из участников чата признался WP, что на мгновение задумался, не ответить ли (слишком уж большие деньги предлагались), но его руководитель сказал: нужно быть безумцем, чтобы согласиться на такое. «Все всё понимают, — сказал этот учитель на условиях анонимности. — Такие поездки ни к чему хорошему не приведут».
На самом деле, понимают не все. Учитель из Ижевска Григорий Григорьев, преподающий русский язык и литературу, а также химию и биологию, планирует отправиться на занятые Россией украинские территории по крайней мере на год. «Затем, наверное, останусь там, — сказал он WP в телефонном разговоре. — Возможно, куплю там квартиру. Мне нечего терять. Они обещают хорошие зарплаты и жилье. И я подумал: а почему нет?»
Григорьев, по его словам, разведен, дети выросли, поэтому он считает, что вполне может работать в Украине, «особенно за такую хорошую зарплату».
Другой учитель, из Астраханской области, на условиях анонимности сказал газете, что подписался на поездку, потому что «хочет быть полезным»: «Думаю, жизнь в тех регионах очень тяжелая, и я хочу помочь людям там».
На сайте Министерства образования и науки Дагестана некоторое время назад была размещена информация (сейчас недоступна), что ехать в ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсонскую область согласились почти 250 учителей, в том числе 57 из этой республики. Министерство анонсировало выплату 8000 рублей в день – в дополнение к действующим зарплатам.
Также сообщалось, что делегации из учителей формируют власти других регионов. В частности, в июне Министерство образования Новосибирской области ведомство «принимало заявки на добровольной основе» от педагогических работников, в итоге делегация была сформирована.
Педагогов «для организации и сопровождении методической работы» подбирали также в Приморье и Бурятии, в последней обещали двойную зарплату и командировочные. «Списки формируются и направляются в Москву», — заявили тогда в Минобрнауки Бурятии. Средняя зарплата в республике – 49 996 рублей, тогда как в Приморском крае она заметно выше и приближается к средней по России – 60 379 рублей.
А вот в Дагестане составляет всего 34 085 рублей.
Искажение истории в украинских учебниках привело к «ужасающим последствиям», заявлял Кравцов, для организации образования по-российски он обещал подготовить 15 000 учителей, в том числе по истории России, русскому языку и литературе.
«Интегрироваться в российские реалии и перезапустить все то, что необходимо делать по российскому законодательству» (как выразился Владимир Рогов, представитель временной администрации захваченной части Запорожской области), оккупационные власти пытаются не только в сфере образования. На местные посты в России ищут чиновников. Так, на днях правительство Запорожской области возглавил Антон Кольцов, который ранее работал в «Северстали», а затем — первым заместителем губернатора и председателем правительства Вологодской области.
А министром молодежной политики Запорожской области стал Антон Тицкий, бывший советником руководителя Росмолодежи.
Один из главных методов привлечения как представителей гражданских специальностей, так и бойцов для продолжения войны — деньги. Рабочих на восстановление Донбасса вербуют методами сетевого маркетинга (предлагают двойные зарплаты и бонусы, если они «приведут друга»). Сотрудникам входящих в ОСК «Адмиралтейских верфей» предложили службу в Украине по контракту с Минобороны с ежемесячной зарплатой в 300 000 рублей, писала The Moscow Times.
Даже заключенным за согласие отправиться на войну против Украины обещали не только амнистию, но 200 000 рублей за полгода службы (а в случае гибели — 5 млн рублей семье).