Поставщики электроники из Гонконга недавно начали принимать платежи от российских компаний в рублях, рассказал гендиректор компании «Шатл-логистик» Никита Казаринов во время стрима в телеграм-канале банка «Точка». Это упрощает закупку продукции для параллельного импорта (без разрешения и участия владельца бренда), который в основном — физически или юридически — идет через третьи страны, так как специалисты по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) рекомендуют все расчеты по нему вести в национальных валютах покупателя или продавца, чтобы избежать проблем с блокировкой платежей в долларах или евро, уточнил он.
Речь идет о платежах за большие заказы от крупных поставщиков, уточнили The Moscow Times сотрудники компаний-импортеров. С небольшими заказчиками Гонконг давно вел расчеты в рублях.
«Мы уже несколько лет закупаем IPhone, IPad и другую продукцию Apple под заказ через три ИП — и это было в пределах 20 000 штук в год, но сейчас видим, что конкуренция со стороны других российских покупателей резко выросла — только наш поставщик за июнь–июль отгрузил около 100 000 единиц другим ИП из России. Мы знаем, что через них сейчас ведут закупки крупные российские ритейлеры», — говорит сотрудник компании-импортера. Если принять, что средняя оптовая цена этих гаджетов $300, стоимость таких поставок $30 млн. Всего в России в 2021 году, по оценкам аналитиков, могло быть продано 4,5 млн смартфонов Apple.
С реализацией рублей в одном из крупнейших финансовых центров мира проблем нет: например, их можно продать компаниям материкового Китая, закупающим в России сырье или продукты, объясняет один из собеседников The Moscow Times.
Гонконг — это свободный таможенный порт, там нет таможенных пошлин. Поэтому он приоритетное место закупки, например, смартфонов для параллельного импорта, говорил на стриме вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Максим Кузнецов. Также через гонконгские компании можно импортировать товары в третью страну, не завозя их физически в этот город. И до введения санкций оттуда в Россию поступало много «серых» IPhone, напоминает Кузнецов.
Такие поставки — это все же лишь тоненький ручеек, который не сопоставим с нормальными довоенными. Параллельный импорт позволяет избежать острого дефицита, но не решает проблему стабильных поставок. Сначала надо найти поставщика, готового в принципе работать с заказами из России. Потом надо заплатить — что сейчас не просто, с учетом отключения большинства российских банков от SWIFT. Товары мало приобрести — их еще нужно довезти до России, а это тоже проблема. Санкционную продукцию вроде серверного оборудования, транзисторов, полупроводников, турбин и широкой номенклатуры запчастей для самолетов, автомобилей, промышленного оборудования, приходится закупать, скрывая российское происхождение заказа, дробя поставку, выдумывая сложную схему закупки и доставки через несколько стран. Даже не попавшие под санкции товары известных брендов могут встать где-нибудь в Китае: их не выпустят из страны без разрешения правообладателя, и чтобы этого избежать, приходится скрывать в документах фирменное наименовании товара, а это риск: в случае таможенного досмотра можно лишиться груза.