Около половины россиян не смогли ответить на вопрос о том, кого власти называют «пятой колонной» и «национал-предателями». Об этом говорится в исследовании «Левада-центра».
Респондентам задали открытый вопрос на основе заявления президента РФ Владимира Путина, который призвал к борьбе с «нацпредателями» и «пятой колонной» в марте на фоне продолжавшихся протестов из-за войны с Украиной. Тогда глава государства отметил, что через таких людей Запад будет пытаться ослабить и «расчленить» Россию.
46% россиян затруднились с ответом, кого именно имел в виду Путин. При этом большая часть людей, которые все-таки озвучили свое мнение, считает, что под словами о «пятой колонне» подразумевается сам Запад: США и президент Джо Байден (9%), «недружественные» страны и европейские политики (6%), НАТО (2%).
Заметное число респондентов относят к «национал-предателям» различных представителей российской элиты: не только уехавших на Запад российских артистов (6%) или крупных бизнесменов (6%), хранящих свои деньги в офшорах, но и различных политиков, депутатов и чиновников (3%). Например главу Сбербанка Германа Грефа, председателя Центробанка Эльвиру Набиуллину, министра финансов Антона Силуанова, руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина и даже лидера Чеченской республики Рамзана Кадырова.
В третью группу ответов попали различные критики российской власти, в том числе СМИ (3%), несистемная оппозиция и те, кто не поддерживает войну в Украине (4%), интеллигенция (2%), либералы (2%), Алексей Навальный и его соратники (5%).
Таким образом, можно сделать вывод, что в российском обществе нет четкого понимания, кого имеют в виду российские чиновники, когда говорят о «пятой колонне» и «национал-предателях». Либо эта тема не вызывает у значительного числа людей эмоционального отклика, считают в «Левада-центре».
Ранее Госдума одобрила поправки к статьям Уголовного кодекса о шпионаже и государственной измене, фактически разрешив сажать на срок до 8 лет за любые контакты с иностранцами.
Согласно закону, чтобы избежать ответственности, нужно «добровольно и своевременно» сообщить о контакте «в компетентные органы», а также «не совершать действий по исполнению полученных заданий». Если же ФСБ зафиксирует передачу сведений, то наказание ужесточается до 20 лет лишения свободы по статье о госизмене.
Также в России предложили вернуть ключевую статью массовых репрессий 1930-х — о «вредительстве». В соответствии с ней к уголовной ответственности можно будет привлекать за «неправильно принятые управленческие решения», которые нанесли ущерб обороноспособности и экономической безопасности страны.