Российские власти решили уступить Казахстану в споре вокруг поставок на экспорт казахстанской нефти. Он был заблокирован после того, как президент Касым-Жомарт Токаев отказался признать ДНР и ЛНР, заявил о планах развивать отношения с Евросоюзом и предложил европейским странам углеводороды взамен российских.
Краснодарский краевой суд в понедельник отменил запрет на работу терминалов Каспийского трубопроводного консорциума в порту Новороссийска, сообщает «Интерфакс».
Работа терминалов, через которые за рубеж уходило 80% казахстанского нефтяного экспорта, была остановлена 6 июля на 30 суток после того, как Ространснадзор выявил экологическое нарушения у КТК.
В ответ Токаев поручил правительству Казахстана разработать маршруты экспорта нефти в обход России и привлечь к проекту инвесторов Тенгизского месторождения, крупнейшими из которых являются американские Chevron (50%) и ExxonMobil (25%).
КТК тем временем подал апелляцию на запрет экспорта через Новороссийск, указывая на то, что законом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса.
«Требования к транспортировке нефти не позволяют сиюминутно и одновременно остановить производственную деятельность», — настаивала компания, добавляя, что следствием может стать развитие «неблагоприятного и неуправляемого процесса на техническом объекте, в том числе его разрушение».
Суд согласился с доводами компании, отменил запрет на работу терминалов, а экологические претензии Ространснадзора поставновил урегулировать штрафом на 200 тысяч рублей. Решение вступило в законную силу.
Казахстан занимает 11-е место в мире по объему добычи нефти (1,7 млн баррелей в день) и экспортирует 89% этого объема. Крупнейшими покупателями нефти из Казахстана в прошлом году стали Италия (17,9 млн тонн), Нидерланды (8,2 млн тонн) и Франция (4,5 млн тонн).
4 июля Токаев провел переговоры с главой Евросовета Шарлем Мишелем, в ходе которых выразил «обеспокоенность» ситуацией на рынках энергоносителей, по которым ударило сокращение российских поставок. Казахстан готов задействовать «свой углеводородный потенциал», чтобы сгладить ситуацию, в том числе в Европе, заявил Токаев.