Закон стоит считать возражением России на постановление Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) от 14 июня 2022 года — по 61 (шестьдесят одной!) жалобе российских некоммерческих организаций и их руководителей. Федеральный законодатель предлагает российским исполнительным властям мало того что не исполнять это постановление ЕСПЧ, но и
продолжить ограничивать свободу слова и свободу ассоциаций еще в более абсурдном для организаций и граждан виде.
Закон нивелирует постановление ЕСПЧ. Такой вывод следует сделать, так как в него вводится категорическое понятие «иностранный агент» (взамен неоднозначного «выполняющего функции иностранного агента») и понятие «иностранное влияние» — в противовес действующему условию «наличие иностранного финансирования».
До окончательного вступления в силу останется только получить под законом подпись президента — и она там, несомненно, появится.
Всё и для всех
В постановлении ЕСПЧ ярлыку «иностранный агент» дана правовая оценка: признано, что это понятие было неоправданным и предосудительным, а также могло оказать сильное сдерживающее и стигматизирующее воздействие на деятельность некоммерческих организаций, получавших любые средства из-за рубежа. У таких НКО возникала репутация находящихся под иностранным контролем — в то время как сами они считали себя членами национального гражданского общества, отстаивающими права человека, верховенство закона и развитие человеческого потенциала на благо людей в России и во имя демократии.
Новый закон позволит признать «иностранным агентом» любых людей — независимо от их гражданства, любые организации — независимо от их организационно-правовых форм (и даже их отсутствия) и страны регистрации, любые инициативы — независимо от места их нахождения и действия. Люди и НКО попадают в полную зависимость от мнений и желаний конкретного правоприменителя.
Отменяется как критерий для признания «иностранным агентом» иностранное финансирование — отныне достаточно «иностранного влияния». Что такое «иностранное влияние», в законе сказано весьма невнятно: получение иностранной поддержки или нахождение под иностранным воздействием, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Под поддержкой законодатель понимает предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Такая широкая трактовка позволит найти иностранное влияние практически в любом взаимодействии, по любому поводу с иностранным лицом или организацией.
Второй критерий для признания «иностранным агентом» — виды деятельности. Сейчас у каждой группы «иностранных агентов» свой тип деятельности, между ними есть разница. Например, для признания СМИ «иностранным агентом» помимо получения иностранного финансирования нужно было распространять материалы среди неограниченного круга лиц, а для НКО — вести политическую деятельность. В новом законе критерии будут работать по принципу «все для всех». Иными словами, НКО или человека смогут признать «иностранным агентом», если они находятся под «иностранным влиянием» и распространяют материалы среди неограниченного круга лиц, а содержание материалов не имеет значения.
Предугадать результат применения этого закона к конкретным людям, инициативам и организациям практически невозможно.
Закон содержит несколько исключений
«Иностранным агентом» не могут быть признаны:
- органы публичной власти Российской Федерации, лица, подконтрольные Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственные компании, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами;
- религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
- политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
- объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке;
- должностные лица международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, въехавшие в Российскую Федерацию в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудники представительств международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на территории Российской Федерации, а также члены семей указанных лиц;
- главы и персонал дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, владельцы дипломатических, служебных паспортов, въехавшие в Российскую Федерацию в связи с исполнением служебных обязанностей должностных лиц иностранных государств, сотрудники и члены административно-технического персонала аппаратов военного атташата, торговых представительств и иных представительств органов государственной власти иностранных государств.
Плохой и еще хуже
Законопроект претерпел существенные изменения с первого чтения. К сожалению, изменения представляют собой худшую версию плохой версии. Например, нельзя не отметить, что, в отличие от действующего «иноагентского» законодательства, законопроект содержит условие, при котором
даже та деятельность, которая не относится к политической, может быть признана таковой.
Вот формулировка:
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты человеческой жизни, семьи, материнства, отцовства и детства, традиционных семейных ценностей, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, если соответствующая деятельность не противоречит национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации.
А если организация или человек будут обжаловать признание «иностранным агентом», им нужно будет доказать, что их деятельность не противоречит национальным интересам, основам публичного правопорядка России, иным ценностям, защищаемым Конституцией.
Закон ставит жирную точку в возможности «иностранным агентам» получать государственную поддержку: полный запрет, в том числе и на творческую деятельность. Это тоже своего рода ответ на постановление ЕСПЧ, поскольку российские власти в возражениях на жалобы НКО, признанных «выполняющими функции иностранного агента», заявляли, что трудности в получении этими некоммерческими организациями финансовой поддержки отсутствуют, им доступны различные источники финансирования, в том числе и государственная поддержка.
Закон существенно расширит список запретов для «иностранных агентов»
В частности, им запрещено:
- занимать должности в органах публичной власти, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума;
- иметь допуск к государственной тайне;
- участвовать в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти;
- выдвигать кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии общественных объединений, включенных в реестр;
- участвовать в проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов и принятых нормативных правовых актов;
- осуществлять деятельность, связанную с выдвижением кандидатов, списками кандидатов, избранием зарегистрированных кандидатов, выдвижением инициативы проведения референдума или проведением референдума, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума;
- вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума;
- перечислять или получать денежные средства или иное имущество на организацию и проведение публичного мероприятия;
- быть организатором публичного мероприятия;
- осуществлять пожертвования политической партии, заключать сделки с политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением;
- осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
- принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принимать участие в отборе исполнителей услуг;
- применять упрощенную систему налогообложения;
- применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- инвестировать в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры;
- участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
Где поселят «иноагентов»
Закон предусматривает два отдельных реестра: «иностранных агентов» и «физических лиц, аффилированных с иностранными агентами». Вести реестры будет Минюст.
Реестр «иностранных агентов» объединит существующие реестры (НКО, выполняющих функции «иностранных агентов»; иностранных СМИ, выполняющих функции «иностранных агентов»; физических лиц, выполняющих функции «иностранных агентов»; незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции «иностранных агентов»).
В реестр «физических лиц, аффилированных с иностранными агентами» будут включаться люди, имеющие или имевшие связь с «иностранными агентами»: НКО, СМИ и незарегистрированными общественными объединениями. Это:
- люди, которые входят или входили когда-то (период не определен) в любые органы «иноагента»;
- нынешние или бывшие учредители, члены, руководители или работники «иноагента»;
- те, кто ведет или вел политическую деятельность и получал или получает на это денежные средства или иное имущество от «иностранного агента».
Если в первой части еще можно понять, о каких людях идет речь, то вторая делает урожай Минюста максимально большим. Например, если получатель услуг «иноагента» в социальной сети публикует оценки решений публичной власти (неважно, критические или хвалебные), он вполне может быть признан «аффилированным с иностранными агентами».
Для реестра «аффилированных лиц» Минюст будет получать сведения от МВД, ФНС, Роскомнадзора, Пенсионного фонда и их территориальных органов.
Законопроект предусматривает исключение из «реестра аффилированных с иностранными агентами», если в течение более двух лет у человека отсутствуют признаки, по которым он был включен в него. Но в критериях говорится о связи в прошлом, без указания, насколько далекое это прошлое, и сложно представить, как положение об исключении из реестра будет применяться.
Хорошо хотя бы то, что на людей, включенных в реестр «аффилированных с иностранными агентами», не распространяются обязанности «иностранных агентов».
Новая нагрузка
Действующие сегодня обязательства «иностранных агентов» дополнены. Им придется:
- сообщать о наличии этого статуса при обращении в образовательные организации, иные органы и организации;
- сообщать о наличии этого статуса своим учредителям и участникам, бенефициарам и сотрудникам.
Стигматы
Из текста закона можно сделать вывод, что, во-первых, будут едиными и маркировки о том, что организация или физическое лицо признаны «иностранными агентами», и требования к размещению таких маркировок. И во-вторых, все это установит правительство. Сейчас требования к маркировке определены только для СМИ-«иностранных агентов».
Контроль за деятельностью всех «иностранных агентов» будет вести Минюст России, в том числе через проведение плановых и внеплановых проверок. Иными словами, согласно букве этого законопроекта Минюст может прийти с внеплановой проверкой домой к человеку, включенному в реестр «иностранных агентов». Это выглядит совершенно абсурдным, учитывая, что до сих пор Минюст не являлся государственным органом, который контролирует жизнь и деятельность физического лица.
Нельзя обойти вниманием еще одно новшество. Если у «иноагента» выявлены нарушения, на их устранение отводится менее месяца. Действующее законодательство жестких временных требований для устранения нарушений не содержит. Таким образом,
процессу признания „иностранным агентом“ придается ускорительный эффект под угрозой быть включенным в соответствующий реестр принудительно и с рисками быть привлеченным к административной ответственности и за то, что лицо не подало заявление о включении в реестр „иностранных агентов“, и за то, что вовремя не выполнило требований соответствующего предписания.