В Москве пугают возможным военным конфликтом, который якобы станет ответом на ограничение из-за санкций сухопутного транзита через Литву в Калининградскую область. Однако есть подозрение, что российские власти используют эти обстоятельства, чтобы попробовать реализовать один из планов агрессивного давления на страны Балтии, в первую очередь, скорее всего, Литву.
«Коридорное мышление»
Есть историческая аналогия, связанная с так называемым Данцигским коридором — в Германию через территорию Польши после Первой мировой войны. Борьба за вольный город Данциг (Гданьск) стала одним из главных поводом для начала Второй мировой войны и нападения на Польшу.
Вот и Литва имеет одно слабое с военно-стратегической точки зрения место — это так называемый Сувалкский коридор. Это кратчайший путь через Беларусь из «большой России» в Калининградскую область, по литовской территории, разумеется. Вопрос о стратегической безопасности Калининградской области с момент собственно появления России как независимого государства, то есть, распада СССР, был одним из принципиально важных, при любых обсуждениях в Кремле. Когда Кремль постепенно усиливал давление на Александра Лукашенко и добивался размещения в Беларуси российских военных, речь вовсе не обязательно шла об Украине.
Защита Калининграда как одна из главных стратегических целей российской армии появилась задолго до того, как не только у России испортились отношения с Украиной, но и вообще Владимир Путин пришел к власти. Еще при Борисе Ельцине Совет Безопасности и Генштаб теоретически решали эту военно-стратегическую задачу. Сейчас эти страхи материализуются в головах российских военных стратегов: из Литвы прозвучали заявления об ограничении «калининградского транзита», а Швеция и Финляндия получили официальное приглашение в НАТО, что превращает в небезопасные как морские перевозки грузов из России в эксклав, так и полеты туда самолетом.
Программа «перекрытое небо»
Когда в Беларусь перед нападением на Украину перебрасывались российские системы ПВО, некоторые военные эксперты с удивлением спрашивали: какой смысл размещать их буквально в нескольких километрах от границы, если в случае конфликта со странами НАТО они будут в считанные часы уничтожены войсками противника? На этот вопрос есть простой ответ. Достаточно предположить, что эти системы ПВО перебрасывались в регион для создания давления, а не прямого военного конфликта.
Например, представим себе, что вместе с системами ПВО и ракетными системами, которые уже были переброшены в Калининград в последние годы, С-400 из Беларуси «накрывают» территорию Литвы. Ведь они не только могут защищать российские войска, наносящие удары по Украине и беларуской территории. Они в любой момент позволят также закрыть воздушное пространство над всем Сувалкским коридором.
Таким образом будет обеспечен воздушный коридор в Калининград. Он может быть открыт в любой момент под предлогом обеспечения безопасности российских граждан, и туда может быть запущена гражданская авиация под прикрытием российских систем ПВО. Рискнут ли силы НАТО и Евросоюза что-то делать с самолетами гражданской авиации под прикрытием российских ПВО?
То есть возникает очень серьезная системная ловушка, которой Москва может пользоваться для оказания давления на альянс. Мы привыкли слушать рассуждения на тему способности к обороне двух менее крупных стран Балтии: Латвии и Эстонии. Кто не помнит «кричалку» российских национал-большевиков: «Наши Миги сядут в Риге». Еще в прошлом году обсуждалось, сколько, в случае российской агрессии, продержится Эстония.
Однако все это — обсуждение прямых военных столкновений. И есть большие сомнения в том, что, не завершив войну против Украины, Кремль готов пойти на новый конфликт, причем гораздо масштабнее — с одной из стран НАТО.
Именно поэтому в наиболее опасном положении оказывается именно Литва. Речь, во-первых о том, что у России уже есть повод для давления — калининградский транзит. Во-вторых, в том, что стратегически выгодно отрезать от ЕС сухопутным путем от «континентальной» Европы все три страны Балтии, включая Эстонию и Латвию. И уже превратив их частично в эксклав, с ними разбираться.
Ну и, наконец, главная причина — закрытие неба вовсе не обязательно означало бы войну. По крайней мере, сразу. НАТО не станет сбивать гражданские самолеты, которые могли бы полететь через «закрытый» для европейских самолетов коридор по воздушному пространству Литвы. Речь пошла бы, скорее всего, о подавлении российских систем ПВО, и это могло бы занять немало времени, если говорить не о военном воздействии, а о техническом.
Ну а тем временем, малые страны НАТО могли бы, на примере Литвы, испугаться, что их не защищают. Ну а эрозия Североатлантического альянса, который на Мадридском саммите только что назвал Россию главной военной угрозой, — это как раз то, о чем мечтает Кремль.
Так что власти Литвы верно оценивают игру российских властей калининградского транзита. Этот скандал, может быть, и кончится, и ЕС даже может согласиться пустить даже подсанкционные грузы. Но давление со стороны Кремля на этом не кончится. Потому что у него другие цели, нежели только защита калининградцев.