Выпуск лекарств в России оказался под угрозой из-за отказа ряда европейских производителей поставлять запчасти для оборудования фарминдустрии. Об этом сообщил «Коммерсантъ».
Там уточнили, что поставки в Россию прекратили компании Syntegon и GEA, хотя такие комплектующие и оборудование не попали под западные санкции, введенные из-за войны в Украине. Теперь участники рынка вынуждены копировать необходимые детали и искать альтернативных поставщиков в Китае и Индии.
Президент «Фармасинтеза» Викрам Пуния сообщил, что ранее также приостановили прием заказов немецкая компания Sartorius и американская Cytiva. Однако они обещали вернуться на рынок. В марте Sartorius объявила о продолжении поставок в Россию, а задержку в исполнении заказов объяснила перестройкой логистики.
Пуния добавил, что хотя «Фармасинтез» успел до кризиса оснастить производство на 95%, у компании уже возникают сложности с сервисом.
Проблемы с отказом европейских производителей ввозить комплектующие подтвердил и гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. При этом он отметил, что последствия были бы не столь значительными, если бы в свое время госпрограмма «Фарма-2020» стимулировала производство российского оборудования.
Сейчас в стране современное оборудование для фарминдустрии практически не выпускается, подтвердил директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Он добавил, что производством могли бы заниматься крупные концерны ВПК, но они не делают этого из-за ограниченного спроса.
В свою очередь Пуния сообщил, что некоторые детали, которые поставлялись из ЕС, «Фармасинтез» копирует силами местных инженеров. По его словам, это облегчит задачу на два года, но непонятно, что будет с инвестпроектами, которые компания запланировала после 2023 года.
Гендиректор «Герофарм» Петр Родионов рассказал, что не может получить от немецких поставщиков новые форматные части. Если детали к имеющимся частям можно воспроизвести в России, то новые разрабатывать очень тяжело, а без них в ближайшее время производство новых лекарств будет затруднено, предупредил он.
При этом Родионов отметил, что поставлять эти части через третьи страны невозможно, так как каждая из них выпускается под определенного производителя и имеет уникальный номер.
В Минпромторге заверили, что беспокоиться не о чем, так как российские фармпроизводители успели запастись комплектующими в достаточном объеме еще в начале пандемии. Кроме того, у компаний есть штат специалистов для обслуживания такой техники.
В министерстве также утверждают, что оборудование российских машиностроителей, например, по фасовке и разливу лекарственных средств, может конкурировать с европейским по качеству и цене, а при необходимости местные компании начнут выпуск новой продукции.
По словам Дмитриева, в марте мэрия Москвы обсуждала в качестве антикризисной меры восстановление банка запчастей на базе ГАУ «Гормедтехника». Власти считают, что туда можно привлекать специалистов, остающихся без работы после ухода из России западных производителей.
Параллельно Минпромторг ведет поиск поставщиков из Китая и Индии. Однако полностью проблему это не решит, поскольку закупаемое там оборудование вряд ли совместимо с существующими линиями, отмечают участники рынка. Кроме того, в этих странах может вообще не производиться техника для выпуска сложных лекарственных форм.