Получив дефицит бюджета в апреле и стоклнувшись с резким падением нефтегазовых доходов в мае, правительство России перешло в режим экономии денег.
Расходы федеральной казны в минувшем месяце были урезаны в 2 раза относительно апреля и стали минимальными в этом году, следует из данных Минфина.
Несмотря на обещание поддержать людей и экономику и анонсированный антикризисный план стоимостью 6 триллионов рублей, в мае правительство потратило лишь 1,554 трлн рублей против 3,133 трлн рублей месяцем ранее. По сравнению со средним значением первых четырех месяцев года расходы упали на треть.
Негласный и неожиданный секвестр Минфин запустил после того, как в апреле бюджет стал дефицитным: доходы правительства оказались меньше расходов на 262,3 млрд рублей. В мае же бюджет столкнулся с обвальным падением сборов с нефтегазовых компаний: за месяц они принесли 871 млрд рублей — вдвое меньше, чем в апреле, и на 28% ниже показателя марта.
Хотя объемы экспорта российской нефти в мае оказались рекордными в этом году, а вывоз танкерами достигал 4 млн баррелей в день, резкое укрепление рубля обнулило успехи нефтяников в поисках покупателей на сырье. Одновременно ускорился обвал налогов на импорт — на 42% год к году против 38% в мае.
Совокупные доходы бюджета упали почти на треть по сравнению с апрелем и мартом и оказались на минимуме с начала года.
В ответ власти перекрыли кран бюджетных денег для экономики. Но какие именно статьи пошли «под нож», доподлинно неизвестно: ссылаясь на риски санкций, Минфин засекретил подробную статистику по расходам с очевидной целью скрыть от публики то, сколько денег тратится на войну.
В мае бюджет традиционно расходует меньше из-за большого количества выходных дней. С учетом сезонности расходы упали на 26%, но даже такое сокращение «выглядит избыточным», отмечает аналитик Райффайзенбанка Григорий Чепков.
Если верить Минфину, майский «секвестр» оставил в бюджете почти 400 млрд рублей профицита. Но эти данные не подтверждаются потоками в банковском секторе, который зафиксировал приток бюджетной ликвидности, указывает Чепков.
Правительство режет расходы, предчувствуя очередь за господдержкой, в которую выстраиваются госкомпании и губернаторы. На ближайшие годы бюджет России оценивается как «очень сложный», заявил 22 июня министр финансов Антон Силуанов. Он посоветовал умерить аппетиты строительным компаниям, которые столкнулись с обвалом продаж.
Минфин планирует нарастить расходы в этом году на 3,5 трлн рублей и завершить год с дефицитом бюджета на 1,7 трлн рублей, хотя изначально верстал его профицитным на 1,6 трлн. В такой конструкции, чтобы свести концы с концами, правительству нужна нефть по $100 за баррель, оценивает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. Но покупатели Urals на трехзначный ценник не согласны: они требуют скидок и в мае платили в среднем $78,8.
Ресурс на увеличение расходов бюджета ограничен, предупреждает Чепков. Хотя президент требует срочно развить все отрасли промышленности, заменить импорт и поддержать доходы бедных, по оценке Чепкова, вряд ли правительство сможет нарастить вливания в экономику больше, чем на 10%.