Рубль продолжает полет на Московской бирже, игнорируя все попытки чиновников охладить национальный валютный рынок.
Во вторник курс доллара впервые с июня 2015 года упал ниже 55 рублей, а евро едва не пробил отметку 57 и также обновил 7-летний минимум.
«Российская валюта все так же опирается на фактор наличия профицита торгового баланса: объем предложения валюты экспортерами существенно превышает параметры спроса на нее со стороны импортеров», — говорит старший трейдер УК «Альфа-Капитал» Владислав Силаев.
С валютной паники начала марта доллар и евро подешевели уже на 55%, несмотря на то, что ЦБ четырежды снижал ключевую ставку, отменил обязательную продажу валюты для экспортеров и в 15 раз повысил лимит на переводы за рубеж для физлиц (до $150 тысяч в месяц).
Конца и края этому не видно. В ближайшие дни рубль получит дополнительную поддержку, говорит стратег Сбербанк CIB Игорь Рапохин: наступает период уплаты налогов, а кроме того, летом экспортерам предстоит заплатить дивиденды. Чтобы рассчитаться с бюджетом и акционерами, компаниям потребуются рубли. И откладывать конвертацию они не будут, поскольку рубль укрепляется, а хранение валюты несет риски, указывает начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко: помимо западных санкций и угрозы заморозки активов за рубежом, избавляться от валюты вынуждают российские банки, которым вскоре разрешат вводить отрицательные ставки по валютным депозитам юрлиц.
Рубль продолжает переписывать максимумы, «и российские власти пока ничего с этим не могут сделать», констатирует гендиректор «Совэкона» Андрей Сизов. Обеспокоенность в Кремле нарастает, ведь под ударом оказался бюджет: каждый рубль снижения курса доллара лишает его 160 млрд рублей ежегодных доходов, подсчитал Райффайзенбанк. В мае нефтегазовые доходы казны рухнули вдвое по сравнению с апрелем, и чиновники начали обсуждать радикальные меры: например, введение механизма фиксации курса через «валютный коридор», аналогичный тому, что ЦБ удерживал до 2014 года.
Оптимальный курс для российской экономики — 70-80 рублей за доллар, и к нему нужно двигаться «как можно скорее», заявил на ПМЭФ-2022 первый вице-премьер Андрей Белоусов. Но эффективных инструментов влияния на рынок у властей сейчас нет, говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест».
Гарантированно уронить рубль можно, если разрешить торги иностранным инвесторам, желающим выскочить из рублевых активов. Но такой сценарий «вряд ли политически возможен», говорит Полевой. Что касается таргетирования курса, то подобные заявления выглядят «странно», продолжает он: ЦБ отрезан от ЗВР и возможности проводить операции в основных валютах, а значит, остановить рост рубля можно либо увеличением импорта, либо добровольным сокращением экспорта. Но калибровать такие меры с точки зрения влияния на курс будет сложно, предупреждает Полевой.