Вторжение России в Украину усугубило проблемы, которые мировая экономика испытывала из-за пандемии ковида, и ускорило замедление темпов ее роста, считает Всемирный банк. В результате мировая экономика входит в период «хилого роста и повышенной инфляции», который может оказаться длительным.
Все это напоминает ситуацию полувековой давности — стагфляцию 1970-х гг., считают в ВБ. Выход из нее потребовал сильного повышения процентных ставок в развитых экономиках, которое в следующем десятилетии спровоцировало серию финансовых и долговых кризисов в развивающихся странах и глобальную рецессию в 1982 г.
Всемирный банк радикально снизил прогноз роста мировой экономики в этом году — до 2,9% с январской оценки 4,1%. В 2021 г. глобальный ВВП прибавил 5,7%. Темпы роста в 2023–2024 гг. ожидаются на уровне нового прогноза: «война в Украине подрывает активность, инвестиции и торговлю в краткосрочной перспективе, проходит эффект отложенного спроса [после ковида], ужесточаются фискальная и денежная политики», отмечает ВБ.
При этом есть риск падения темпов роста мировой экономики до 2,1% в этом году и до 1,5% – в следующем, заявил на пресс-конференции президент ВБ Дэвид Малпасс; в этом случае рост подушевого дохода в мире будет близок к нулю.
Опасность стагфляции он назвал «значительной». Нынешняя ситуация напоминает 1970-е гг. в трех ключевых аспектах:
- постоянные сбои на стороне предложения разогревают инфляцию;
- нынешнему положению предшествовал длительный период мягкой, стимулирующей денежной политики в развитых экономиках;
- развивающимся странам грозят финансовые проблемы и падение темпов роста из-за ужесточения денежной политики, необходимого для борьбы с инфляцией.
Но есть и различия, отмечает ВБ:
- полвека назад доллар был слабым, а сейчас он находится на 20-летнем максимуме относительно других основных валют;
- рост цен на сырьевые товары сейчас в процентном выражении меньше, чем в 1970-е гг.;
- балансы крупнейших финансовых институтов сейчас в гораздо лучшем состоянии;
- еще важнее то, что теперь в развитых и многих развивающихся странах у центробанков есть четкая задача по обеспечению ценовой стабильности, и за последние три десятилетия они научились эффективно достигать своих целей по инфляции.
Хотя цена нефти не только в реальном (с учетом инфляции), но и в номинальном выражении сейчас ниже достигнутой в 2008 г. рекордной отметки $147,5 за баррель (Brent торгуется по $120), сильный доллар значительно ухудшает ситуацию для многих стран. Хотя цена Brent на 20% ниже максимума 2008 г., страны, на которые приходится 35% мирового спроса на нефть, платят за нефть рекордные цены, если считать в национальных валютах, пишет Bloomberg.
Например, Индия, чья рупия за прошедшие 14 лет сильно подешевела относительно доллара, сегодня платит за нефть на 45% больше, чем в 2008 г. Вероятно, в том числе этим объясняется масштабная скупка Индией российской нефти с дисконтом более чем $30 за баррель.
В еврозоне нефть сейчас покупают по 111 евро за баррель (при пересчете из долларов), тогда как в июле 2008 г. платили 93,5 евро. Это, однако, не помешало Евросоюзу ввести эмбарго на покупки российской нефти в качестве ответа на войну, которую Россия развязала в Украине.