Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Поставки импортных товаров в Россию рухнули до уровней начала 2000-х

Юрий Смитюк/ТАСС

Уход иностранных брендов, финансовые санкции и негласная торговая блокада, объявленная ведущими контейнерными перевозчиками, - обрушили поставки импортных товаров в Россию.

В апреле 2022 года в страну был ввезен импорт на сумму 5-10 млрд долларов, оценивают аналитики «Открытие Research» на основе доступной статистики Банка России.

ЦБ, напомним, засекретил большинство показателей платежного и торгового баланса вслед за Федеральной таможенной службой, которая в принципе прекратила публиковать данные по экспорту и импорту.

По расчетам «Открытия», поставки импортных товаров упали на 60-80%: в феврале 2022 года это было 27,5 млрд долларов, а в апреле-2021 - 26,6 млрд.

В результате объемы импорта вернулись к отметкам 20-летней давности: около 5 млрд долларов в месяц ввоз товаров держался последний раз в 2001 году, а около 10 млрд долларов - в 2002-03 гг., следует из данных ЦБ (.xls).

Экономист Института международных финансов (IIF) Робин Брукс, ссылаясь на статистику 20 стран - крупнейших торговых партнеров России, оценивает апрельский импорт чуть выше - около 15 млрд долларов. Это уровень 2005-06 гг., который более чем вдвое ниже пиковых значений «тучных» 2010х (35-40 млрд долларов в месяц).

В порту Санкт-Петербурга, куда обычно прибывали контейнеры из Европы, в апреле падение грузооборота составило 90%, рассказали «Важным историям» сотрудники трех петербургских транспортных компаний. Три четверти перевозчиков, в том числе крупнейшие в мире по вместимости контейнеровозов — датская Maersk и MSC со штаб-квартирой в Швейцарии - отказались работать с Россией.

Логистические компании в апреле попытались перенаправить грузы в финский порт Котка, чтобы оттуда через свободную экономическую зону и Балтийскую таможню ввезти их в Россию автомобильными фурами. Но Финляндия закрыла железнодорожное сообщение, а затем санкции ЕС запретили движение фур. И этот канал также перестал работать.

«Уже сейчас очевидно, что по сравнению с предыдущими российскими кризисами восстановление импорта будет более медленным: крупные российские компании-импортеры опасаются репутационного ущерба, а средний бизнес и индивидуальные предприниматели не в состоянии обеспечить прежние масштабы», - отмечает старший экономист «Открытие Research» Максим Петроневич.

С учетом курса рубля и разрешения на параллельный импорт, возобновление поставок является лишь вопросом времени, хотя полного восстановления ждать не стоит, предупреждает он. Например, в Иране за три года санкций доля импорта в ВВП схлопнулась почти в 5 раз - с 24% до 5%.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку