Большинство россиян пока не ощутили эффекта западных санкций, и чтобы исправить это и оказать давление на президента Владимира Путина, властям США нужно немедленно прекратить обращение 100-долларовых банкнот.
Такое мнение в колонке для The Wall Street Journal высказывает Маркос Куналакис, приглашенный научный сотрудник Института Гувера.
«В течение многих лет россияне покупали банкноты номиналом 100 долларов», пряча их дома под матрасами, и на 2019 год в России находилось более 300 тонн таких купюр, на общую сумму 31,5 млрд долларов, пишет Куналакис.
Всего же, согласно Росстату, на начало 2022 года россияне держали в наличной валюте 5,425 трлн рублей, или 74,6 млрд долларов.
Еще 92,8 млрд долларов физлица хранили на банковских счетах. Из этой суммы почти 19 млрд долларов было выведено из банков в феврале и марте в результате военной паники вкладчиков, остановить которую ЦБ удалось лишь запретом снимать со счетов больше 10 тысяч долларов.
И хотя валютные средства населения в банках де-факто уже заморожены, Куналакис считает, что этого недостаточно.
«Быстрая отмена 100-долларовой банкноты может вызвать реальную внутреннюю негативную реакцию против войны в Украине, - пишет он. - При нынешнем состоянии банковской среды в России не будет простого способа конвертировать эти снятые с производства купюры в другую валюту. Сбережения россиян превратятся в бумагу».
Такое решение, по мнению Куналакиса, «открыло бы глаза электорату господина Путина на последствия его решений», и даже если президент России будет заявлять, что все иначе, граждане РФ все равно будут знать, что «именно его (Путина - ред.) действия привели к уничтожению их сбережений».
Упразднение 100-долларовых банкнот было бы полезно не только для России, продолжает Куналакис: более 80% таких купюр находятся за пределами США и «подпитывают» теневую экономику, а также помогают отмывать доходы автократическим режимам, таким как иранский или северокорейский.
«Даже само начало политических дебатов об упразднении 100-долларовой банкноты всколыхнуло бы ситуацию в России, Иране и Венесуэле. Это само по себе может сильнее нарушить политический статус-кво господина Путина, чем многие санкции», - заключает Куналакис