Пока дипломаты ЕС пытаются договориться о нефтяном эмбарго в отношении России, Кремль вводит самоэмбарго на поставки газа ключевому европейскому потребителю.
«Газпром» полностью отказывается от использования трубопровода «Ямал-Европа», построенного в 1990х, чтобы снабжать сырьем западносибириских месторождений потребителей в ФРГ.
Труба мощностью 33 млрд кубометров в год, проходящая через территорию Белоруссии и Польши, попала под пакет ответных санкций, введенных в соответствии с указом президента Владимира Путина от 3 мая.
Правительство внесло в «черный список» польскую EuRoPol GAZ, которая является владельцем польского участка «Ямал-Европы». С ней отныне запрещены любые операции, включая платежи и поставки сырьевых товаров.
«Для «Газпрома» это означает запрет на использование принадлежащего компании EuRoPol GAZ газопровода для транспортировки российского газа через Польшу», - сообщил в четверг официальный представитель газовой монополии Сергей Куприянов.
Под те же санкции попали структуры бывшей «дочки» «Газпрома» Gazprom Germania GmbH, в которой в начале апреля власти ФРГ ввели внешнее управление. В среду «Газпром» на 10 млн кубометров в сутки сократил поставки в адрес компании, которая к тому же владеет крупнейшим в Германии хранилищем Реден в Нижней Саксонии
И хотя объем сокращения составляет всего 3% от потребления газа в ФРГ, власти увидели в «повороте вентиля» символический смысл. Кремль дает понять, что он не остановится перед тем, чтобы начать душить своего главного клиента, заявил министр экономики Германии Роберт Хабек.
«Ситуация движется к той точке, где использование энергоносителей в качестве оружия становится реальностью», - сказал он.
Для поставок в ЕС у «Газпрома» остается «Северный поток-1» и украинский транзитный маршрут, где объемы также начали падать после того, как национальный Оператор газотранспортной системы (ОГТС) прекратил работу газораспределительной станции «Сохрановка». Через нее проходило до трети объемов в Европу.
По большому счету развод «Газпрома» с Европой уже начался, констатирует Мария Белова, аналитик Vygon Consulting: «Жить в парадигме, что объем поставок будет увеличиваться, теперь нельзя, так что РФ придется распределять по газопроводным маршрутам гораздо меньший объем поставок, чем раньше».