Бизнесмен Андрей Косогов стал владельцем активов Альфа-банка и инвестиционной компании LetterOne на $4,2 млрд. Об истории внезапного богатства рассказал Bloomberg.
Косогов долгое время был доверенным партнером олигархов Михаила Фридмана и Петра Авена в Альфа-банке и LetterOne. Однако он никогда не расширял свое влияние на Запад через благотворительные фонды и не был связан с роскошной лондонской недвижимостью, как его коллеги.
Теперь 61-летний Косогов владеет даже большей долей в обеих структурах, чем сам Фридман. Это случилось после того, как два других миллиардера — Герман Хан и Алексей Кузьмичев — вышли из числа совладельцев Альфа-банка. Bloomberg Billionaires Index оценивает активы акционера в $4,2 млрд.
Для сторонних наблюдателей не секрет, как Косогову удалось отхватить самый большой кусок глобальной бизнес-империи с чистыми активами более $30 млрд за считанные недели. В отличие от остальных четырех миллиардеров, он не находится под санкциями ни одного западного правительства.
LetterOne также не попала в черные списки ЕС и США. Инвестиционная компания по-прежнему занимается проблемами, связанными с собственным капиталом, но они незначительны по сравнению с ущербом, который могли бы нанести санкции.
Bloomberg считает, что через передачу активов Косогову олигархи пытаются спрятать свои деньги от Запада.
Это яркий пример продолжающейся игры в кошки-мышки, когда западные правительства противостоят сверхбогатым россиянам, которых считают близкими к Владимиру Путину.
На кону миллиарды долларов в Великобритании, Европе и США. И теперь, когда действуют десятки заморозок активов и запретов на поездки, власти Запада должны обеспечить их соблюдение. Таким образом, вопрос внесения Косогова в санкционные списки может встать уже в ближайшее время.
Дэвид Лингельбах, который возглавлял российские операции в Bank of America Corp. в 90-х годах, сказал, что ему трудно представить, что Фридман откажется от контроля над Альфа-банком — основным источником своего состояния. Он предположил, что Косогов может быть «подставкой» для олигарха, чтобы сохранить влияние.
Всего несколько недель назад Косогов был одним из самых мелких и наименее известных акционеров LetterOne и люксембургской ABH Financial Limited — материнской компании Альфа-банка. Он вышел из советов директоров обеих фирм. Тем не менее сейчас бизнесмен владеет почти контрольным пакетом LetterOne.
По словам собеседников Bloomberg, Косогов «никогда не играл активной роли в управлении компанией или ее решениях». Они в принципе не помнят, чтобы когда-либо видели его в офисе LetterOne в Лондоне.
Знакомый с ситуацией источник сообщил, что Косогов профинансировал покупку долей Хана и Кузьмичева в LetterOne векселем, подлежащим погашению в течение десяти лет, под 2% годовых. Кредит был профинансирован другими руководителями LetterOne, находящимися под санкциями.
Великобритания ввела санкции в отношении Хана, Кузьмичева, Авена и Фридмана 15 марта. Они также находятся в санкционных списках ЕС, как «олигархи, близкие к Владимиру Путину». Авен и Фридман открестились от дружбы с российским президентом и заявили, что будут обжаловать «ложную и необоснованную основу» санкций, введенных за вторжение России в Украину.
Альфа-банк сообщил, что Хан и Кузьмичев уступили свои доли в тот же день, как попали под санкции. В результате Андрей Косогов стал крупнейшим акционером кредитной организации с долей 41% (раньше владел 3,7% акций). Остальные акционеры долю не изменили: Петру Авену принадлежит 12,4%, Михаилу Фридману — 32,9%, UniCredit S.p.A. — 9,9%, Mark Foundation for Cancer Research — 3,9%.
По словам источника Bloomberg, Хан и Кузьмичев также успели продать свои доли в LetterOne. Это означает, что Косогов является единственным акционером-физлицом, оставшимся в ABH и LetterOne без замораживания активов и запрета на поездки. В начале марта его фамилия исчезла с сайта LetterOne.