Банк России продолжает снижать ключевую процентную ставку, обещая поддержать экономику, которой предстоит пережить самую продолжительную рецессию с первых лет после распада СССР.
Ставка Центробанка, регулирующая стоимость кредитов в экономике и доходность вложений в рубли, с 17% опустится до 14%, объявил регулятор по итогам заседания совета директоров в пятницу.
На фоне кризиса ЦБ взвинтил ставку до 20%, чтобы остановить бегство из банков клиентов-физлиц, начавших массово снимать рубли со счетов. Вслед за регулятором кредитные организации резко повысили доходность депозитов. В результате из 2,84 триллиона рублей, которые люди вывели в «кеш», 2,57 триллиона вернулось в банковскую систему.
Это удовлетворило ЦБ. «Риски для ценовой и финансовой стабильности перестали нарастать», — пишет он в релизе, добавляя, что фоне укрепления рубля неделя к неделе инфляция пришла в норму (0,2%).
Впрочем, в годовом выражении темпы роста цен бьют рекорды за 20 лет (17,7%, по состоянию на 22 апреля). И это не предел, считает Центробанк: по итогам года инфляция составит 18–23% и может стать максимальной с 2001 года.
Несмотря на это, держать ставку высоко ЦБ не хочет, поскольку «снижается кредитная активность»: банковские займы становятся не по карману беднеющему населению и разоряющемуся бизнесу. Смягчение политики «поддержит доступность кредитных ресурсов в экономике и ограничит масштаб снижения экономической активности», пишет регулятор.
Впрочем, остановить падение экономики ЦБ бессилен при любой ключевой ставке. Согласно его официальному прогнозу — первому с начала войны, — спад ВВП в этом году составит от 8,5% до 10% и станет максимальным с 1994 года.
Восстановления экономики в 2023 году Центробанк не ждет, прогнозируя в худшем случае падение еще на 3%, а в лучшем — нулевые изменения. Двухлетняя рецессия станет для России первой с начала 1990-х, когда экономика переживала последствия краха Советского Союза.
В 2024 году ВВП вырастет на 2,5–3,5%, то есть отыграет от 20% до 40% спада предыдущих двух лет, полагает ЦБ.
Россия «находится в зоне колоссальной неопределенности», заявила Эльвира Набиуллина на пресс-конференции, которую второй раз подряд провела без брошки и в костюме черного, похоронного цвета.
Даже инфляция, по словам главы ЦБ, стала трудно предсказуемой: сейчас товары (предложение) исчезают быстрее, чем падает спрос. «Но в будущем ситуация может измениться. Это означает, что возможны как проинфляционные, так и дезинфляционные эффекты», — сказала она.
Несмотря на то, что ЕС обсуждает отказ от российских энергоносителей, а экспорт металлов, зерна и удобрений рухнул на 15–35%, существенной просадки валютных доходов экономики ЦБ не ждет: Россия заработает на экспорте $505 млрд — всего на $45 млрд (9%) меньше, чем годом ранее. И это при том, что нефть Urals будет продаваться в среднем по $75 за баррель — то есть скидкой больше $30 к цене Brent.
Прализованные поставки импорта также в значительной степени удастся заменить, оптимистичен Центробанк: за год Россия закупит за рубежом товаров на $321 млрд (против $379 млрд в 2021-м), а к 2024-му даже нарастит импорт до $340 млрд.