Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Правозащитники требуют предъявить уголовное обвинение патриарху Кириллу

Европейские активисты обычно защищают религиозные группы от преследований со стороны государства, а теперь защищают общество от насилия, к которому подстрекает церковь.
Пелагея Тихонова, Агентство «Москва»

Вилли Фотре и Патрисия Дюваль — европейские правозащитники, которые защищают религиозные общины от преследований государств. Они часто защищают традиционных верующих от слишком жесткой светской политики властей.

Но теперь они, наоборот, обвиняют патриарха Кирилла, духовного лидера Русской православной церкви, в подстрекательстве к агрессии и преступлениям против человечности из-за его откровенной поддержки вторжения России в Украину. Активисты призывают Международный уголовный суд предъявить патриарху обвинение.

Ссылаясь на юридический мандат Суда, Фотре и Дюваль разместили на сайте базирующейся в Брюсселе организации «Права человека без границ» (HRWF) обращение к прокурору МУС Кариму А. А. Хану.

В обращении содержится призыв к действиям «по привлечению к личной ответственности и уголовному преследованию Владимира Михайловича Гундяева, известного как Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, за оправдание, пособничество и подстрекательство к военным преступлениям (ст. 8 Римского статута) и преступлениям против гуманности (ст. 7), совершаемых российскими вооруженными силами в Украине».

В подтверждение своих обвинений Фотре и Дюваль ссылаются на проповедь, произнесенную Кириллом в московском храме Христа Спасителя 27 февраля, через три дня после начала вторжения. Как сообщает «Интерфакс», Кирилл молился Господу о сохранении «земли русской». «Земли, в которую входят теперь и Россия, и Украина, и Беларусь, и другие племена и народы».  

Как отмечается в резолюции Европарламента, Кирилл обеспечивал «теологическое прикрытие» войны России, направленной на включение страны в состав России или нейтрализацию ее как независимого демократического государства.

Правозащитники говорят, что «патриарх обрушился с критикой на тех, кто борется против исторического единства России и Украины, назвав их „злыми силами“». Кирилл изобразил военные действия как войну со злом, сказав в своей проповеди 6 марта, что «мы вступили в борьбу, имеющую не физическое, а метафизическое значение», борьбу за «человеческое спасение». «В целом, — отметили они, — патриарх Кирилл поддержал „операцию“ Путина в Украине, приравняв ее к духовному очищению Украины, религиозной чистке и религиозному крестовому походу».

Отказ Кирилла от терпимости к гомосексуалам, кажется, лежит в основе его поддержки возвращения Украины в Святую Русь. В его проповедях с начала войны Донбасс, русскоязычных граждан которого Путин пообещал «освободить» от «геноцида» со стороны украинского правительства, изображается как земля, страдающая от пропаганды прав геев. В той же проповеди Кирилл сказал, что Россия останется верной закону Божию, и продолжил: «Мы никогда не потерпим тех, кто разрушает этот закон, в том числе стирает грань между святостью и грехом, и тем более тех, кто пропагандирует грех». 

Как сообщалось в Newsweek, войну России против Украины можно охарактеризовать как войну за «верующих в РПЦ», от пагубных гей-парадов и прозападной идеологии. Все эти «угрозы» давно занимали и российских известных политологов, таких как философ Александр Дугин.

 

На протяжении всей истории священные войны были одними из самых кровопролитных, поскольку они дегуманизируют врагов и узаконивают крайнее насилие и жестокость.

Патриарх Кирилл внес весомый вклад в пропаганду в российских государственных СМИ и в публичный дискурс, в котором граждане Украины изображаются коррумпированными «пособниками нацистского режима», заслуживающими депортации или казни.  

Фотре и Дюваль утверждают, что Патриарх Кирилл заложил духовную основу для оправдания агрессии против Украины и благословил всех, кто выполняет эту святую миссию, включая военные преступления и преступления против человечности, которые являются ее частью.

Правозащитники привели примеры из судебной практики МУС, в том числе дела против руководителей Конго, и заключили, что патриарх Кирилл действительно может способствовать преступлениям российских военных в Украине. Суд определил «подстрекательство» как «моральную или психологическую помощь соучастника основному преступнику, принимающую форму поощрения или даже сочувствия к совершению конкретного преступления. Оказанное поощрение или поддержка не обязательно должны быть явными».

Россия не находится в юрисдикции МУС, так что обвинение Кирилла в соучастии в военных преступлениях маловероятно. Но насколько значительно и тревожно зрелище религиозного лидера 95 миллионов россиян и многих других людей во всем мире, нарушающего правовые нормы глобального института, созданного для наказания и сдерживания военных преступников.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку