Советский Союз в 50-70-х годах XX века провел довольно успешную лунную программу изучения естественного спутника Земли автоматическими аппаратами. Советские инженеры научились мягко прилунять станции, выходить на орбиту, добывать грунт и доставлять передвижные автоматы — луноходы.
Но в 1976 году программа завершилась на «Луне-24». Идея «возобновления» лунной программы появилась в 90-е годы в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук (ГЕОХИ РАН). Комплексное исследование Луны с орбиты, поверхности и в недрах предполагалось с целью определения причины происхождения Луны. На тот момент это казалось самым актуальным вопросом.
Сейчас основной гипотезой возникновения Луны в мировой науке считается мегаимпакт — колоссальное столкновение ранней Земли с другой планетой размером с Марс. Однако эта гипотеза недостаточно обоснованна и поддерживается благодаря тому, что все накопленные данные допускают такую возможность. В ГЕОХИ РАН сформулировали альтернативную гипотезу — одновременного возникновения и последующего гравитационного захвата, но и она недостаточно обоснованна. Для поиска дополнительных данных, а в перспективе подтверждения правоты российских ученых, и решили начать новые исследования. Предполагалось несколько аппаратов, которые проведут исследования Луны с орбиты и с поверхности. Орбитальный аппарат назвали «Луна-Глоб» (от globe — глобус), а посадочный «Луна-Ресурс».
Космонавтика России в 90-е и начале 2000-х годов сталкивалась с серьезным недофинансированием, поэтому на науку получалось выделять малые средства и вести только какую-то одну флагманскую программу. После неудачи с запуском «Марса-96» космические чиновники решили отдать предпочтение астрофизическим проектам космических телескопов. Один из инициаторов лунной программы ученый Эрик Галимов написал целую книгу «Замыслы и просчеты. Двадцать лет бесплодных усилий», где подробно изложены его попытки лоббирования лунной программы в противовес космическим телескопам Integral, «Спектр-РГ» и «Радиоастрон». И долгие годы Луна не находила поддержки, хотя разработку первого аппарата «Луны-Глоб» все же включили в Федеральную космическую программу на 2005–2015 годы.
Первоначальные задачи «Луны-Глоб» постепенно сокращались из-за недофинансирования и вымывания «старой гвардии» — опытных космических разработчиков.
В результате в 2010-е годы проект серьезно пересмотрели и уже не требовали ничего существенного, кроме возвращения опыта лунных посадок, а орбитальный аппарат отложили на потом, назвав «Луна-Глоб-2». После аварийного запуска «Фобоса-Грунта» в 2011 году «Луну-Глоб» снова пришлось переделывать, потому что предполагалось в ней использовать тот же бортовой компьютер, что и на аварийном аппарате. Чтобы как-то избавить «Луну» от цепочки невзгод, директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый предложил переименовать ее в «Луну-25», подчеркивая историческую преемственность с советской серией «Луна». Для русского слуха «Луна-Глоб» созвучна с «Луна-Гроб», кроме того, казалось нелогичным для посадочного аппарата, который изучит только одну точку Луны, называться «Глоб».
После успешного запуска астрофизического проекта «Радиоастрон» и неудачного «Фобос-Грунт» «Луна-25» избавилась от основных конкурентов по финансированию и программа стала обретать реальность. Но полоса неудач не прекратилась. Сначала разработчики не могли определиться с выбором бортового компьютера. Затем присоединение Крыма к России привело к санкциям американскую электронику. Космический аппарат пришлось снова переделывать, из-за чего снизилась масса его полезной нагрузки и возникла сильная зависимость даты запуска от положения Луны, так называемые «баллистические условия».
К 2013 году полностью изменились научные задачи. Разгадку происхождения Луны отложили до лучших времен, а «худеющей» «Луне-25» назначили более актуальную задачу — поиск лунной воды. Парой лет ранее надежные подтверждения залежей воды на лунных полюсах нашел американский орбитальный аппарат LRO с установленным российским прибором для поиска воды LEND. В этом также видится конкуренция между институтами ГЕОХИ, которого заботило происхождение Луны, и ИКИ, который разрабатывал LEND и заинтересован в подтверждении своего открытия на поверхности.
Долгие годы согласований, подковерной борьбы вокруг аппарата и технических сложностей привели к тому, что из проекта стали выходить международные партнеры. Так, Индия надеялась доставить «Луной-25» на естественный спутник Земли свой маленький луноход, но в 2013 году устала ждать и начала собственный лунный проект Chandrayaan-2. Швеция планировала поставить свой датчик космической радиации, но также отказалась в 2018 году и перешла к сотрудничеству с Китаем. Оставался только испытательный образец системы лунной навигации PILOT-D от Европейского космического агентства.
После 2013 года казалось, что основные препятствия для «Луны-25» устранены: финансирование выделяется, приоритет запуска высокий, конкурентов практически нет, полезной нагрузки осталось немного. Но сроки запуска постоянно переносились. Обещанные даты сдвигались с 2015 на 2017, потом дальше. В 2018 году в документальном фильме «Путин» Андрея Кондрашова президент России анонсировал запуск на Луну в 2019 году, но обещанного старта не состоялось. Задержки стали объяснять неподходящими баллистическими условиями. В то же время из неофициальных источников было известно о технической неготовности аппарата.
Как оказалось, все компоненты «Луны-25» смогли произвести только в 2021 году. Причиной задержек также назвали американские санкции. К 2022-му году автоматическая станция должна быть уже технически готова к запуску, но ожидаемый в мае старт перенесли на август.
12 апреля 2022 года на космодроме Восточный Владимиру Путину даже пришлось переспросить главу «Роскосмоса», будет ли пуск в назначенное время, тот ответил: «Должны», — не уточнив, кто должен и с кого спросят, если будет очередной перенос.
Теоретически, начавшаяся 24 февраля 2022 года «специальная военная операция» российской армии в Украине никак не должна повлиять на время запуска «Луны-25». Новые санкции США и Европы ее не затронут: все необходимые компоненты уже готовы к полету. Однако 13 апреля Европейское космическое агентство вышло из сотрудничества в этом проекте. Европейский прибор PILOT-D снимают, но он не имеет значения для посадки.
Вот поддержка наземных станций Европы для космического аппарата была бы полезна, но теперь ее не будет. Впрочем, это только усложнит, но не нарушит программу полета. Опыт управления и передачи данных из дальнего космоса у российских специалистов есть благодаря космическому телескопу «Спектр-РГ», который успешно работает на расстоянии в четыре раза превышающем дальность Луны.
Возвращаясь к словам президента России о «возобновлении лунной программы», следует уточнить, что подразумевалось возобновление после советских успехов, а не после многократных переносов «Луны-25». В дальнейшем должны состояться еще запуски орбитальной «Луны-26» и посадочной «Луны-27», но какие-то конкретные даты старта и дальнейшие планы можно ожидать только после полета «двадцать пятой».