О том, что «Яндекс» хочет продать «Новости» и «Дзен», в марте 2022 года со ссылкой на источники в компании сообщал РБК. В числе возможных покупателей назывался конкурирующий холдинг VK. В качестве причины указывалось желание сосредоточиться на развитии технологий. Однако ранее компанию активно критиковали за однобокое освещение войны в Украине.
Продажу «Дзена» и «Новостей» отложили по указанию «сверху», рассказали The Moscow Times два менеджера «Яндекса». Один из них посетовал, что на фоне войны в Украине медиаактивы «Яндекса» — второго по популярности поисковика в России после Google — стали токсичными и они негативно влияют на репутацию компании.
Запрет на продажу «Новостей» и «Дзена» подтвердил и менеджер VK, которому приписывали желание их купить: «Изначально было ясно, что никто им не даст продать сервисы. Но это никак не связано с войной, им и раньше бы не дали такую сделку провести».
«Новости» и «Дзен» могут потерять большую часть своего трафика, если не будут находиться главной странице «Яндекса», объяснял недавно Forbes бывший руководитель «Яндекс-Новостей» Лев Гершензон.
По его словам, в России нет заметных агрегаторов, которые бы жили вне больших порталов с многомиллионной аудиторией. Решение продать «Новости» Гершензон считает ответом на давление на компанию.
В начале марта ЕС объявил о санкциях в отношении управляющего директора группы «Яндекс» Тиграна Худавердяна: компанию обвинили в том, что она является «ключевым элементом в сокрытии информации» о военном конфликте в Украине от россиян. В компании отвечали, что за формирование информационной повестки отвечают алгоритмы ИИ.
В прошлом месяце совет директоров «Яндекса» покинули два представителя: основательница Wellville Эстер Дайсон и профессор финансов Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Илья Стребулаев. В апреле ушла с поста гендиректора «Яндекса» Елена Бунина: она не только покинула должность, но и уехала из России. По информации СМИ, отъезд Буниной и уход с поста связаны с конфликтом в Украине: она не поддерживала действия России.
После выхода публикации «Яндекс» озвучил официальную позицию по продаже медиаактивов. В компании опровергли информацию о давлении на них властей.
«Эта информация не соответствует действительности. Мы ни от кого не получали никаких запретов на продажу своих сервисов»
Также представитель компании сообщил, что работа по продаже сервисов продолжается, но на каком она этапе не уточнил.