Санкции Запада и бойкот покупателей довели до «инфаркта» сырьевое сердце российской экономики.
Добыча нефти - ключевого экспортного товара, приносящего в страну каждый второй доллар валютных доходов, - резко упала в апреле на фоне сложностей с экспортом в Европу и отказа Индии и Китая увеличивать закупки.
За две недели апреля нефтяная промышленность потеряла 7,4% ежедневной добычи, или около 810 тысяч баррелей в сутки, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с отраслевой статистикой.
Спад идет по нарастающей: к 4 апреля он составлял около 450 тысяч баррелей в сутки, а спустя 10 дней удвоился: из 11,01 млн баррелей в день осталось 10,2 млн.
Это, впрочем, средняя цифра за двухнедельный период. Источник Reuters, знакомый с данными, утверждает, на понедельник, 11 апреля, добыча опустилась уже до 9,76 млн баррелей в сутки - минимума с более чем за два года. Максимальные потери - почти 15% - несет «Роснефть», которая качает 2,87 млн баррелей в день против 3,35 млн в марте.
Нефтяники вынуждены глушить скважины из-за резкого падения спроса на российский сорт Urals, который стал «токсичным» в глазах покупателей, трейдеров и перевозчиков и продается с рекордной скидкой в 35 долларов за баррель.
От российской нефти полностью отказались Shell, BP, Eni и TotalEnergies, а 15 крупнейших нефтетрейдеров анонсировали сокращение закупок в мае.
Надежды на Китай оказались тщетными: таможенная статистика за март показала, что импорт из России даже ниже, чем в конце прошлого года (8 млрд долларов против 9 млрд). Миссию уговорить Индию, доверенная главе МИД Сергею Лаврову, также не принесла успеха: крупнейший в стране нефтепереработчик Индии Indian Oil Corporation исключил Urals из тендеров на май, несмотря на скидки.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что Россия потеряет до трети нефтедобычи, или 3 млн баррелей в день, а нефтяная промышленность будет отброшена в 2004 год.
Минэнерго России через подведомственное ЦДУ ТЭК с апреля перестало раскрывать данные о добыче и экспорте нефти, сославшись на то, что он могут быть использованы для «давления на российский рынок и его участников».