Российские власти продолжают распространять принцип секретности в отношении ключевой статистики, которой в этом году предстоит показать обвальное падение экономики, производства и уровня жизни.
Вслед за Банком России, прекратившим публиковать большинство показателей банковского сектора, данные внешней торговли и платежного баланса страны, режим «невидимки» решили включить в Минэнерго, ответственном за отчетность по добыче и экспорту углеводородов.
Как сообщает «Интерфакс», с 8 апреля подчиненное министерству Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ТЭК прекратило предоставлять данные о производстве нефти и ее продажах за рубеж.
Ежемесячная статистика, включающая как экспорт, так и поставки на внутренний рынок, так и не была раскрыта в соответствии с графиком (2 апреля — за март). Изначально ЦДУ ТЭК объясняло происходящее «техническими причинами», а спустя неделю объявило, что приостанавливает предоставление данных и отказалось комментировать мотивы.
Последние доступные данные по добыче нефти в России появились 3 апреля: производство упало на 450 тысяч баррелей в сутки, до минимума с первого квартала прошлого года — 10,56 млн баррелей в день. Утраченной оказалась почти половина прироста производства, накопленнного нефтяниками за полтора года в рамках сделки ОПЕК+.
По итогам апреля добыча нефти в России опустится на 800 тысяч баррелей в сутки, прогнозирует Argus. Международное энергетическое агентство рисует еще более мрачную картину: Россия потеряет до трети нефтедобычи, или 3 млн баррелей в день, а нефтяная промышленность будет отброшена в 2004 год.
Глушить скважины нефтяные компании начали на фоне резкого падения спроса на сорт Urals, который стал токсичным в глазах покупателей, трейдеров и перевозчиков. К 25 марта объемы нефтяного экспорта из России падали почти на четверть, однако начали резко восстанавливаться в начале апреля, вернувшись к отметке 4 млн баррелей в день, отмечает Bloomberg.
Дополнительные поставки российским нефтяникам удалось организовать через черноморские порты, тогда как на основном маршруте экспорта — через Балтийское море на север Европы — объемы вернулись к довоенным — 1,5 млн баррелей в день.
ЕС, напомним, так и не решился ввести нефтяное эмбарго в отношении России ни в одном из пяти пакетов санкций, принятых после вторжения в Украину. Идея, впрочем, осталась в повестке и обсуждается в рамках шестого пакета, несмотря на сопротивление Германии и Венгрии.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассказывала ранее, что речь может идти не о запрете поставок как таковых, а о создании специальных эскроу-счетов, где будет копиться выручка от нефтяного экспорта. Де-факто это будет «иранский» сценарий нефтяного эмбарго: Тегеран также получал деньги на особые счета с возможностью тратить их лишь на критический импорт — продовольствие и медикаменты.