Вторжение России в Украину и связанные с этим санкции, скорее всего, приведут российскую экономику в полный упадок. Если бы страна в последние два десятилетия взяла более продуктивный экономический курс, она могла бы сейчас видеть перед собой другое будущее, в котором экономические реформы более тесно интегрировали Россию с экономически развитыми странами. Россия могла бы с помощью экономики усилить влияние на Западе, войти глобальную экономику и построить глобальное доверие. Вместо этого Россия назвала Запад своим врагом, — и теперь её репутация и отношения с другими странами подорваны.
Прошлые руководители России понимали ценность укрепления российской экономики и обеспечения ее места в мировой системе. Начиная с конца XVII века, Петр I переориентировал Россию на Европу. В том числе он перенёс столицу из Москвы в свой новый город Санкт-Петербург, ближе к Европе и с выходом к Балтийскому морю, что облегчило торговлю и общение с Европой.
В конце XIX — начале XX века, незадолго до окончания своей имперской эры, Россия начала волну экономических реформ. При графе Сергее Витте, сначала министре финансов, а затем и премьер-министре, Россия ускорила строительство железных дорог, приступила к индустриализации за счёт госсубсидий и возобновила торговый договор с Германией, что способствовало привлечению иностранного капитала. А премьер-министр Пётр Столыпин до своего убийства в 1911 году продвигал реформы, расширяющие права землевладельцев и предпринимателей.
Большевистская революция 1917 года не только вызвала экономический коллапс и привела к власти коммунистов, но и вернула столицу в Москву, и в целом переориентировала экономику России вовнутрь.
Распад Советского Союза в 1991 году дал России шанс возобновить реформы и реинтегрироваться в глобальную экономическую систему в качестве страны, находящейся в мире со своими соседями, предоставляющей возможности и относительную свободу своим гражданам.
В 1990-е годы Россия перешла к рыночной экономике. Но из-за плохого управления, разрушительного поведения внешних консультантов и, наконец, финансового кризиса 1990-е годы превратились в унизительное и шокирующее десятилетие, когда реальный ВВП на душу населения упал на 42 % с 1990 по 1998 год. Из этих экономических руин поднялся Владимир Путин, который стал президентом в 2000 году, пообещав дать России шанс вернуться к стабильности и продолжить реформы.
С помощью рыночных реформ 1990-х годов Путин сначала предпринял шаги по совершенствованию экономической и правовой системы. Но экономические реформы были отложены, как только цены на нефть начали расти, а среднегодовая цена на нефть Brent поднялась с $24,99 в 2002 году до $96,94 в 2008, в год мирового финансового кризиса. Доходы России от продажи нефти росли, а ВВП на душу населения рос на 7,3% с 1999 по 2008 год.
За последние два десятилетия россиянам представили несколько планов реформ, которые должны были диверсифицировать экономику и повысить уровень жизни. Но ни один из них не был реализован. Вместо этого экономика была пронизана официальной коррупцией, и в ней доминировали неэффективные и коррумпированные госпредприятия, которыми управляли близкие соратники Путина.
Российские лидеры продвигали расточительное импортозамещение и другие формы экономической автаркии, возводя барьеры для обмена с самыми богатыми и ближайшими рынками в Европе. В итоге зависимость от неустойчивых цен на нефть и газ по-прежнему имеет первостепенное значение для российской экономики. Единственным похвальным экономическим достижением была макроэкономическая стабильность, но накопление огромных валютных резервов произошло за счёт снижения инвестиций и уровня жизни.
Это был не единственный возможный путь. В ущерб российскому народу Путин получил большую власть для себя и своих близких, избегая при этом интеграции в мировую экономику, рыночных реформ и сильных прав на частную собственность. С природными ресурсами России, передовым научным и технологическим потенциалом и большим рынком дальнейшие экономические реформы могли бы стимулировать рост и значительно снизить воспринимаемую угрозу европейской экспансии для России.
Но теперь, с вторжением в Украину, эти перспективы померкли. Вместо этого единый Запад вооружает силы, борющиеся с русскими захватчиками.
Некоторые сторонники Путина сравнивали его с Петром Великим, который расширил территорию и могущество России. Хотя Путин, возможно, и подражал этому историческому правителю в расширении центральной и репрессивной власти, его репрессии внутри страны и его агрессия за границей испортили отношения с богатыми и наиболее технологически развитыми экономиками мира и отбросили его страну назад на целое поколение, если не больше.
У кремлёвских лидеров был выбор, но они приняли неразумное решение. Теперь, возможно, новый Кремль создаст здоровую экономику, построит дружественные отношения с Западом и даст россиянам возможность жить лучше.