В Белоруссии действуют «рельсовые партизаны», которые мешают перевозить российскую военную технику по железнодорожным путям и устраивают диверсии. За последние несколько недель в провластных белорусских медиа появлялись новости о задержании десятков подозреваемых в нападении на Белорусскую железную дорогу (БелЖД).
Вечером 7 апреля госканал «Беларусь 1» проинформировал о 80 атаках на железную дорогу с начала войны в Украине. Все они якобы имели схожий почерк. 6 апреля пресс-служба МВД Белоруссии сообщила, что милиционеры ранили и схватили трех подозреваемых в диверсиях, а во время другого задержания прострелили обе ноги мужчине, он в тяжелом состоянии в больнице.
В ходе допроса один из задержанных рассказал, что был участником «План Перамога» (подпольное народное ополчение) и несколько недель назад получил от кураторов задание «забрать схрон». При обыске у подозреваемых было обнаружено «специальное устройство для схода с рельс подвижного состава».
Представитель белорусского движения BYPOL, подполковник Александр Азаров сказал, что это их сообщество создало «План Перамога». Само объединение состоит из оппозиционно настроенных бывших силовиков и активистов.
«Отдельные ячейки из участников „Плана Перамога“ получили инструкции по уничтожению транспортной инфраструктуры на железной дороге», — сообщил он в видео.
В своем телеграм-канале члены BYPOL периодически отчитываются об «успешных акциях» по срыву работы БелЖД. Похожая информация также публикуется в телеграм-канале «Live. Сообщество железнодорожников Беларуси». А в канале «Беларускі Гаюн» каждый день сообщается, на каких участках железной дороги и автомобильных трасс замечено перемещение российских боевых машин.
По данным «Медиазоны. Беларусь», сообщения о первых нападениях на железную дорогу стали появляться 27 февраля — тогда хакеры из группы «Кибер-партизаны» объявили о взломе компьютерной сети БелЖД, чтобы «затормозить переброс оккупационных войск». 28 февраля начались поджоги релейных шкафов и блокирование путей, например бревнами. Диверсии происходят редко, но до сих пор. На задержанных заводят дела о терроризме.