Через три дня после вторжения России на Украину Boeing 737 авиакомпании «Победа» (принадлежащий дублинской Avolon) был арестован после посадки в Стамбуле. Это был один из последних самолетов, который лизингодателям удалось вернуть после того, как Россия в ответ на западные санкции против ее авиасектора велела перерегистрировать иностранные самолеты внутри страны. Лизингодатели лишились более 500 судов оценочной стоимостью $10 млрд.
Действия России могут заставить крупнейшие лизинговые компании мира списать стоимость активов на миллиарды долларов. Возможно, предстоят длительные разбирательства со страховыми компаниями по вопросу о том, кому оплачивать понесенные убытки.
Перерегистрировав самолеты, Москва нарушила существующие десятилетиями международные договоры, которые позволяли лизинговым компаниям работать в более рискованных юрисдикциях, гарантируя безопасность их судов. Это, в свою очередь, способствовало буму международных авиаперелетов. «Это худший сценарий – когда страна в одностороннем порядке перерегистрирует у себя воздушное судно, – говорит Фил Сеймур, президент консалтинговой компании IBA. – Такой вариант всерьез никогда даже не рассматривался. Это приведет к пересмотру договоров о лизинге самолетов».
Дублин – столица лизинга
Кризис оказался настоящим потрясением для авиационного сектора Ирландии, где зарегистрировано 14 из 15 крупнейших лизинговых компаний мира, включая лидера рынка AerCap.
Ирландские лизинговые компании управляют активами более чем на 100 млрд евро: это 22% всех воздушных судов в мире и более 40% из тех, что сданы в аренду, по данным ирландского агентства по продвижению инвестиций IDA Ireland.
Принадлежащие ирландским компаниям самолеты, сданные в лизинг российским перевозчикам, стоят более $4 млрд, по оценке консалтинговой компании Cirium.
По данным IBA, основные лизингодатели:
- AerCap – 152 судна стоимостью 2,1 млрд евро (до начала конфликта);
- SMBC Aviation Capital – 34 судна стоимостью $1,3 млрд;
- Avolon – 14 судов стоимостью 320 млн евро.
Все три компании отказались от комментариев.
В краткосрочной перспективе некоторую финансовую поддержку компании имеют благодаря депозитам, сумма которых обычно равна трем месяцам аренды. По оценке Сеймура из IBA, обычно авиаперевозчик платит около $1 млн за месяц аренды 5-летнего Boeing 777.
Юридические споры
Переговоры со страховщиками уже начались. По словам одного консультанта, некоторые компании думают, можно ли возместить убытки из страховки корпуса самолета. Другой отраслевой эксперт из Дублина говорит, что некоторым лизингодателям уже начали аннулировать полисы, страхующие от военных рисков.
Новый российский закон показывает, что Москва намерена «конфисковать» самолеты, и это может помочь лизингодателям в спорах со страховщиками, сказал на отраслевой конференции в прошлую среду Стивен Удвар-Хейзи, председатель совета директоров американской Air Lease. Джебели из Withers, также возглавляющий международный арбитраж для авиаотрасли, который заработает в мае, считает, что лизинговые компании смогут использовать международные договоры о защите инвестиций, чтобы преследовать Россию в арбитражных судах.
Топ-менеджер лизинговой компании считает, что нужно смотреть на ситуацию более оптимистично:
Война когда-нибудь закончится. У России около 700 самолетов, и подавляющее большинство из них – западного производства. Реальность заключается в том, что придется договариваться. Нужно быть практичным.
Но в долгосрочной перспективе участники отрасли теперь опасаются, что такая ситуация может повториться где-то еще. «Мы потратили десятилетия, чтобы открыть российский рынок для западных финансов и технологий, – говорит человек, давно работающий в отрасли. – Если такое смогло произойти в России, то может ли оно случиться в Китае? Российский рынок авиационная отрасль может себе позволить потерять, с точки зрения лизинга и финансов. Китайский – нет».