США ввели в четверг против российских банков несколько пакетов санкций. Самые жесткие — против ВТБ, банка «Открытие», Новикомбанка и Совкомбанка. Они попали в список SDN, и фактически будут полностью отрезаны от долларовой системы. Все иностранные активы и счета банков и их дочерних компаний за рубежом будут полностью заблокированы. Сбер лишится корсчетов в Штатах. А Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк, Московский кредитный банк попадают под более мягкие ограничения: им ограничили возможности для привлечения капитала.
Банки в списке SDN
В список Specially Designated Nationals and Blocked Persons вместе с наркокартелями и террористами попали российские банки, непосредственно связанные с оборонно-промышленным комплексом России.
ВТБ активно кредитовал оборонные предприятия, в том числе подсанкционный «Уралвагонзавод». Кредиты с госгарантией были выданы в 2016 и 2017 годах на общую сумму $263 млн. «Уралвагонзавод» с ВТБ не рассчитался, и в 2020 году долг был реструктуризирован. В 2020 году, согласно закрытому указу президента Путина, все контракты с ОПК должны были перейти профильным банкам. В ВТБ заявили, что передают Промсвязьбанку 54 400 счетов, 528 контрактов и порядка 76 млрд рублей пассивов. Но от санкций второй по величине банк страны этот маневр не уберег.
Банк «Открытие» — бывший частный банк, с 2017 года он находился на санации, его возглавлял экс-президент «дочки» ВТБ — банка ВТБ24 Михаил Задорнов. Сейчас банк на 99,9% принадлежит Центробанку.
Новикомбанк — подведомственный банк и «ключевой элемент финансовой системы» промышленного госхолдинга «Ростех», который контролирует основные предприятия военно-промышленного комплекса. Банк активно сотрудничает с институтами развития ВЭБ.РФ и кредитует предприятия, работающие по госзаказу. ВЭБ.РФ и «Ростех» уже находятся под санкциями США.
Совкомбанк — девятый по величине банк России, контролируется братьями Хотимскими (им принадлежит 38% акций). Банк входит в число системообразующих, но причины применения к нему столь серьезных санкций собеседникам The Moscow Times не понятны.
«Однако, в распоряжении ЦБ огромные международные резервы и печатный станок. Если экспансия санкций прекратится, краха банков, попавших в список SDN, или, тем более, всей банковской системы, не будет», — уверен он.
ЦБ поддержит банки, в первую очередь, государственные, даже ценой роста инфляции, продолжает Осадчий. Пока цены на энергоносители высоки и нет эмбарго на российские углеводороды, деньги для такой поддержки найдутся, отмечает он.
Поддержку ЦБ банкам придется отработать, пояснил The Moscow Times топ-менеджер одного из банков, попавших под санкции:
Сбер в CAPTA
Крупнейший банк страны не будет полностью отрезан от долларовой системы, он сохранит свои активы за рубежом, однако его корсчета в США будут заморожены. Это касается и 25 дочерних компаний банка. Совершать валютные переводы клиенты Сбера смогут без ограничений.
Сбер получил серьезное предупреждение: ощутимых последствий пока нет, однако, в любой момент санкции могут ужесточить, говорит ректор РЭШ Рубен Ениколопов.
«Это абсолютно нормальная практика — оставлять поле для эскалации. Все сегодняшние санкции не так страшны, как кажутся на первый взгляд: прошлый год был довольно прибыльным для российского банковского сектора, да и ЦБ всегда готов поддержать важные банки, — поясняет Ениколопов, — однако, не стоит забывать, что это только начало, и, если геополитическая ситуация не выровняется, крупнейшие банки страны могут получить серьезные проблемы».
По оценке АКРА, чистая прибыль банков в 2021 году превысила 2,4 трлн рублей, что в 1,5 раза больше прошлогоднего результата. Сбер заработал 1,2 трлн рублей, а ВТБ — 242,6 млрд рублей.
Без иностранного капитала
Ограничение на привлечение капитала коснется Газпромбанка, Россельхозбанка, Альфа-банка, Московского кредитного банка. Банки не смогут размещать выпуски акций и новые еврооблигации, но операции с валютой банки продолжат совершать в штатном режиме.
По словам собеседника The Moscow Times в топ-менеджменте одного из попавших под нынешние санкции банков, ограничения на привлечение иностранного капитала не окажут на них серьезного влияния — останется возможность привлекать капитал внутри страны.
По мнению Ениколопова, это нанесет скорее репутационный ущерб банкам и затруднит иностранное сотрудничество, ограничив их рост.