Сокровища Москвы: павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ
Монумент, ставший символом Москвы и «Мосфильма», изначально был создан для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г. В советскую столицу скульптура могла и не вернуться.

Скульптура «Рабочий и колхозница» была создана Верой Мухиной для украшения павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г. Павильон, в котором разместилась экспозиция СССР, спроектировал Борис Иофан.
Пресс-служба ВДНХ

Для фигуры «колхозницы» Мухиной позировала 18-летняя телефонистка Анна Богоявленская. У фигуры «рабочего» оказалось сразу несколько моделей: лицо – строителя метрополитена Сергея Каснера, торс – артиста балета Игоря Басенко, другими частями тела поделился кузнец Николай Васильевич. В первоначальном варианте фигуры были нагие, но комиссар павильона СССР Иван Межлаук убедил Мухину их «одеть».
Пресс-служба ВДНХ

Чтобы понять, как будет освещаться скульптура в Париже, её модель установили в Московском планетарии, где смоделировали положение солнца во французской столице с мая по октябрь, когда проходила выставка.
Willem van de Poll

Скульптуру выковали из листов нержавеющей стали, которые затем были сварены по уникальной технологии. Высота композиции (до верхушки серпа) – 23,5 м, общий вес – 80 т. Собранную скульптуру разрезали на куски и в 28 вагонах отправили в Париж. Сборка скульптуры во Франции заняла 11 дней.
ГАРФ

Мухина убедила Иофана увеличить высоту павильона СССР на один метр – до 34 метров, чтобы её скульптура смотрелась ещё более выигрышно. Строительство павильона в Париже началось в декабре 1936 г., скульптуру поместили на крышу 1 мая 1937 г. Павильон располагался вдоль Сены и имел в длину 150 м, в нем находилось пять выставочных залов, кинотеатр на 400 мест, кафе и эстрада. За время работы выставки её посетили 30 млн человек, из них 20 млн пришли в советский павильон, что стало рекордом.
ГАРФ

Немецкий павильон на Всемирной выставке в Париже располагался точно напротив советского. Заранее увидев макет здания СССР, немецкий архитектор Альберт Шпеер принялся срочно переделывать свой проект: «С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась скульптурная группа. Я быстро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, о который должен был разбиться вражеский порыв, а с карниза моей башни на русскую пару сверху вниз взирал орел со свастикой в когтях». Оба павильона получили Гран-при выставки.
Séeberger frères / Centre des monuments nationaux
Французский художник Жан Эффель отреагировал на пафос павильонов СССР и Германии карикатурой «Устали». Тем не менее, за полгода парижане настолько полюбили «Рабочего и колхозницу», что мэрия французской столицы предложила выкупить её у СССР. Но советское правительство решило вернуть работу Мухиной домой.
Из французской газеты, 1937 г.

Некоторые искусствоведы полагают, что откинутая назад правая рука рабочего – «привет» знаменитому «Медному всаднику» Этьена Фальконе – памятнику Петру I, установленному в Санкт-Петербурге. «Рабочий и колхозница» стали символом киностудии «Мосфильм» в 1948 г., «Медный всадник» стал появляться в заставках конкурирующего «Ленфильма» в 1966 г.
ГАРФ

По возвращении скульптуры в СССР обсуждалось несколько вариантов её размещения, в том числе на шлюзе строящейся Рыбинской ГЭС. Сама Мухина мечтала, чтобы её скульптура была установлена в Москве на Ленинских горах. Партия же решила установить её перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (предшественницу ВДНХ). Но выделенного бюджета хватило лишь на постамент высотой 10 м., Мухина называла его «пеньком».
Пресс-служба ВДНХ

Историческая справедливость была восстановлена в 2009 г., когда отреставрированную скульптуру Мухиной водрузили на новый постамент высотой 34,5 м. Как и было задумано Иофаном, новый постамент – выставочное пространство, но в длину он почти вдвое короче оригинального
Пресс-служба ВДНХ

Современные бронзовые горельефы на тему «Дружба народов 11 союзных республик» – реплика тех, что украшали павильон СССР.
В подписях использована информация из книги «Павильоны и сооружения ВДНХ. Рабочий и колхозница». М. 2020.
В подписях использована информация из книги «Павильоны и сооружения ВДНХ. Рабочий и колхозница». М. 2020.
Пресс-служба ВДНХ