Евросоюз и Великобритания готовятся нанести удар по новым российским газовым проектам, наложив на них санкции в случае нападения России на Украину. Европа впервые выбрала потенциальной целью ограничительных мер сектор, который обеспечивает 40% ее газового импорта.
Официальные лица США и ЕС подчеркивают, что «рассматриваются все варианты», однако некоторые страны, такие как Германия, призывают действовать более осторожно в ситуации, когда Европа столкнулась с энергетическим кризисом из-за нехватки газа этой зимой. Тем не менее, министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила в четверг в Бундестаге, что газопровод «Северный поток – 2» включен в обсуждающийся с союзниками пакет санкций.
Госдепартамент США заявил в среду, что «Северный поток – 2» «не заработает», если Россия вторгнется на Украину.
Обсуждение санкций Великобританией и ЕС – признак желания сотрудничать в вопросах внешней и оборонной политики после Brexit. Хотя на Россию приходится лишь малая часть импортируемого в Великобританию газа, поставки из России сильно влияют на ценообразование на всем рынке Европы, включая Великобританию.
Обсуждая санкции против новых проектов по разработке газовых месторождений, в Европе полагают, что так можно будет нанести удар по ключевой отрасли российской экономики и потенциально избежать краткосрочных проблем, которые возникнут в случае перебоев в текущих поставках энергоносителя. «Планы Европы подорвать долгосрочные возможности России в области газодобычи, скорее всего, будут отступлением от всего, что мы видели до сих пор, – говорит Джеймс Уэдделл из Energy Aspects. – Это будет удар по сектору, который для России действительно важен, при этом удастся избежать ситуации "себе навредить, чтобы другому досадить", которая возникла бы в краткосрочной перспективе при попытке ограничить экспорт [из России]».
США и ЕС отказались обнародовать список возможных санкций. Среди тех, что также обсуждаются, – меры против российского финансового сектора и ограничение операций с долларами для российских банков.
Французская Total вместе с китайцами участвует в СПГ-проекте «Новатэка» на Ямале. В 2017 г. президент Владимир Путин приветствовал отправку первых танкеров со сжиженным газом как свидетельство того, что Россия способна добиваться успехов, несмотря на санкции США.
BP принадлежит почти 20% акций «Роснефти», которая в последние годы наращивает добычу газа и пытается разрушить монополию «Газпрома» на его экспорт.
Shell, которая вместе с «Газпромом» уже давно участвует в СПГ-проектах на Дальнем Востоке, в прошлом году сообщила о пятилетнем соглашении о «стратегическом сотрудничестве» с российской компанией.
В 2014 г. инвестиции в новые проекты американской Exxon Mobil в России оказались фактически заморожены после того, как США ввели более жесткие, чем европейцы, санкции в ответ на действия России по дестабилизации ситуации на Украине. Это подорвало планы тогдашнего гендиректора Exxon Mobil Рекса Тиллерсона по расширению бизнеса в России, хотя компания смогла продолжить реализацию уже начатых к тому времени проектов.