Накануне саммита руководители стран «большой двадцатки» на встрече в Риме (где не присутствовали главы Китая, России, Бразилии, которых не будет и в Глазго, как и президента Турции) договорились о некоторых конкретных шагах по борьбе с изменением климата, но не смогли определить четкие цели. Это, по мнению наблюдателей и ряда участников COP26, прежде всего из развивающихся стран, осложнит достижение договоренностей в Глазго.
В саммите участвует почти 200 стран, но на «двадцатку» приходится 80% мировых выбросов парниковых газов. Лидеры G20 в коммюнике не установили 2050 г. как цель для сокращения глобальных нетто-выбросов до нуля, лишь отметив «исключительную важность» добиться этого «к середине века или около этого времени».
Ранее Китай и Россия (занимают 1-е и 4-е места во объему выбросов соответственно) установили в качестве цели 2060 г., не обозначив конкретных действий по ее достижению, Индия (3-е место) не установила ее вообще.
Президент США (2-е место) Джо Байден попенял Пекину и Москве, сказав журналистам в Риме: «Разочарование связано с тем фактом, что Россия и… Китай, в общем-то, не обозначили ясно каких-либо обязательств бороться с изменением климата».
Сам Байден в понедельник попытается убедить мировых лидеров в готовности действовать решительно, чтобы сократить годовые выбросы в США более чем вдвое к 2030 г. – «более чем на гигатонну, это 1 миллиард тонн», сказала журналистам национальный советник президента по климату Джина Маккарти.
Законопроект о бюджете, включающий «климатические» расходы на $555 млрд, ожидает принятия в Конгрессе.
Хотя лидеры G20 пообещали прекратить финансирование угольной энергетики за рубежом, они не установили графика для вывода угля из национальных энергобалансов.
Относительно метана они согласились, что сокращение выбросов этого мощного парникового газа – один из самых дешевых, быстрых и достижимых способов борьбы с глобальным потеплением, они не присоединились к инициативе Global Methane Pledge, предусматривающей сокращение выбросов на 30% к 2030 г. по сравнению с 2020 г.
Лидеры G20 также договорились направить после пандемии ковида стимулирующие выплаты на борьбу с изменением климата и работать с банками развития, чтобы привлечь средства для помощи развивающимся странам. Представители последних, например, Индии, заявляли, что это им необходимо для сокращения потребления угля. Но в коммюнике нет подробностей ни о суммах, ни о сроках.