Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Социология Манижи

Как российские телезрители хотят выглядеть в глазах европейцев

Певица Манижа
Певица Манижа Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Идея большого песенного конкурса, куда каждая страна отправляет своего исполнителя, в 2021 г. выглядит довольно архаичной, но певица Манижа, представлявшая Россию, сумела придать ей смысл.

Или, во всяком случае, рассказать Европе что-то о сегодняшних россиянах. Причем о тех, кто продолжает смотреть телевизор. Потому что претендента в этом году выбирали зрители Первого канала (sms-голосование прошло 8 марта в прямом эфире). То есть Манижа — своего рода результат социологического опроса на тему, какими мы хотим выглядеть в глазах европейцев.

И это хороший результат — вне зависимости от того, какое место заняла наша певица и насколько удачен ее номер с точки зрения шоу-бизнеса.

Похоже, мы хотим выглядеть толерантными и мультикультурными. Манижа — этническая таджичка, родившаяся в 1991 г. в Душанбе, — исполнила песню под названием Russian Woman, то есть декларативно и даже провокационно выступила от лица «титульной» национальности. Что понравилось, конечно, не всем и вызвало, как аккуратно пишут комментаторы, противоречивую реакцию, включающую, очевидно, и ксенофобию. Но все-таки 39,7% проголосовавших телезрителей выразили певице безусловную поддержку. Какую-то часть из этих процентов, наверное, можно списать на ностальгию по СССР, какую-то — на включившуюся в голосование нетелевизионную публику. Но в целом все, кажется, проще: мы не хотим казаться ксенофобами.

И сексистами — тоже не хотим. Манижа в песне критикует не только этнические, но и гендерные стереотипы — не то чтобы изящно, зато доходчиво, и в этом телезрители, получается, с ней солидарны. А значит, феминизм, которым так любят пугать нас пропагандисты мифических «традиционных ценностей», на самом деле близок даже аудитории Первого канала, сколько бы ни накачивали ее ненавистью на бесконечных политических ток-шоу.

(Замечу в скобках, что постсоветская эстрада в смысле толерантности удивительная вещь и культурологам еще предстоит выяснить, как уживалась бытовая гомофобия с готовностью простого русского мужика плясать в пьяном угаре, к примеру, под Верку Сердючку. Не говоря о том, что как минимум кандидатской диссертации ждет великая реплика о Филиппе Киркорове из балабановского «Брата»: «Слащавый он какой-то. Одно слово — румын».)

Но самое удивительное в поддержке Манижи — готовность зрителя голосовать за политическое высказывание, пусть даже не осознавая его политическим (а сути это не меняет). Когда в финале номера за спиной певицы вспыхивает полиэкран с десятками лиц российских феминисток, правозащитниц, благотворительниц, женщин сильных и независимых, это, конечно же, читается как знак солидарности — знакомы эти лица вам или нет.

Вообще-то правилами «Евровидения» политика в выступлениях запрещена, но я еще в начале этой заметки написал, что конкурс давно стал архаичным. Отстаивание прав — этнических, гендерных, каких угодно — это политика. Представительство — это политика. И вот выходит, что зрители Первого канала не хотят трясти перед Европой «Искандерами» и «можем повторить». Они, как ни странно, верят в soft power и делегируют в Европу Манижу, говоря таким образом: мы с вами, мы не дикари. Возможно, они просто устали от несменямости эстрадной власти в телевизоре и хотят других лиц. А может, устали и от тотальной бессодержательности этой эстрады и этого телевизора.

И пусть Европа выбрала сегодня других героев, зафиксируем этот порыв, он ценен и дает нам надежду.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку