Поздно вечером 13 мая и.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян позвонил президенту Путину и «проинформировал его о ситуации, создавшейся в результате вторжения вооруженных сил Азербайджана на территорию Сюникской области Армении».
Инцидент произошел утром 12 мая и ни со стороны Армении, ни со стороны Азербайджана, как утверждают в Ереване, не было зарегистрировано случаев применения оружия. Тем не менее 240 азербайджанских военных продолжают оставаться на границах Армении в Сюникской и Гегаркунинской областях, указывают в совбезе Армении. В ходе его заседания Никол Пашинян назвал ситуацию взрывоопасной, поскольку вооруженные силы Азербайджана пересекли госграницу Армении, углубившись на 3,5 км, и пытаются установить контроль над озером Севлич (Черное озеро), которое армяне считают находящимся на своей территории.
Омбудсмен Армении Арман Татоян рассказал, что первым азербайджанских военных вблизи озера заметил пастух из села Веришен, которому «они угрожали оружием». Эти военные, рассказали потом жители села, расположились в нескольких километрах от населенных пунктов. Прилегающие к озеру территории используются местными жителями в качестве пастбищ, а озеро — для орошения и получения питьевой воды.
Озеро — реликтовый источник воды, напоминающее кратер потухшего вулкана, длиной чуть меньше 2 км, шириной 1,25 км и глубиной около 8 м, окружено со всех сторон горами.
Путин в разговоре с Пашиняном, по сообщению пресс-службы Кремля, ограничился напоминанием «о необходимости строгого выполнения положений совместных заявлений лидеров Армении, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 и 11 января 2021 года в части неукоснительного соблюдения режима прекращения огня».
Пресс-служба Пашиняна трактовала это как утверждение Путина о «недопустимости дальнейшей эскалации» ситуации.
Кроме того, армянский премьер отдал указание об обращении к ОДКБ, членом которой является Армения, о незамедлительном начале консультаций в соответствии со статьей 2 Договора о коллективной безопасности.
Ответом на это обращение, а также на состоявшееся обсуждение ситуации между генсеком ОДКБ Станиславом Засем и и.о. министра обороны Армении Вагаршаком Арутюняном стало сообщение пресс-службы ОДКБ. В нем сказано, что «в ОДКБ внимательно следят за развитием обстановки в приграничных районах Сюникской области Армении, и в случае необходимости будут предприняты действия, предусмотренные положениями договора и устава ОДКБ».
Что бы не означали эти реляции, вероятность силового вмешательства ОДКБ на стороне Армении близка к нулю, поскольку необходимый для этого консенсус всех остальных членов организации практически недостижим. Центрально-азиатские страны – члены ОДКБ — Казахстан, Таджикистан и Киргизия не станут выступать против Азербайджана из соображений тюркской и конфессиональной солидарности. Свидетельством тому были однозначные выступления в поддержку Азербайджана, с которыми во время прошлогодней 44-дневной армяно-азербайджанской войны выступал Совет сотрудничества тюркоязычных государств, куда входят Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан.
Заметим, что, в частности, также (формально Армения в той войне не подергалась внешней агрессии) и по этой причине в ходе войны Ереван ни разу не пытался апеллировать к поддержке ОДКБ…
Обратим внимание, что представитель Кремля Дмитрий Песков 14 мая счел необходимым подчеркнуть, что «помощи Пашинян не просил, а выражал крайнюю озабоченность ситуацией на границе, и эта обеспокоенность была разделена президентом Путиным».
Очевидно, в этом и состояла сверхзадача премьер-министра Армении, и он ее решил. Москва продемонстрировала, что Ереван она в обиду не даст, и до сведения Баку это будет доведено по всем необходимым каналам. Кроме того, нынешнего армянского лидера в Кремле готовы поддержать, когда ему это нужно. А это ему особенно необходимо сейчас за месяц с небольшим до досрочных парламентских выборов в Армении, назначенных на 20 июня, которые Никол Пашинян тщательно готовил все последние месяцы, не упуская из своих рук политической инициативы, не позволяя ее перехватить своему главному сопернику, экс-президенту Роберту Кочаряну, как известно, личному другу Путина.
Надо еще раз отдать должное Пашиняну, он сумел по максимуму использовать предоставленную ему оплошностью азербайджанского руководства возможность продемонстрировать агрессивность и безапелляционность действий Баку по имплементации итогов своей победы в войне.
Особенно значимой оказалась поддержка президента Франции Эмманюэля Макрона, чье требование о «незамедлительном выводе войск Азербайджана с армянской территории» было написано в его личном аккаунте в Facebook на армянском языке.
Жесткие заявления в поддержку Армении прозвучали и в Конгрессе США.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев пока предпочел не реагировать на происходящее, поручив это своему МИДу, который выступил с заявлением в ответ на мощную волну внешнеполитического наступления Еревана. Официальному Еревану снисходительно было предложено «не впадать в панику, принять реальность межгосударственного пограничного режима и не обострять необоснованно ситуацию в регионе».
13 мая в течение шести часов в окрестностях села Веришен велись переговоры делегаций двух враждующих стран, в которых принимали участие также и высокопоставленные российские военные, сообщает армянская служба «Радио Свобода». Результаты их неизвестны. Армянская сторона ссылается на карты советского периода, на которых озеро Черное (по-азербайджански — Гарагёль) находится на территории Армении, в то время как азербайджанская сторона, настаивая на своей юрисдикции над этим районом, предоставляет карты «неизвестного происхождения».
Нужно ли говорить, что ситуация напоминает недавние пограничные разборки между Таджикистаном и Киргизией, приведшие к масштабному кровопролитию. И там тоже, кстати говоря, звучали призывы к ОДКБ… Но эта структура, как еще раз выясняется, не приспособлена к решению пограничных проблем между постсоветскими странами.
Знать бы точно, для чего она приспособлена…