Семья Ли Гон Хи, который превратил Samsung в крупнейший южнокорейский конгломерат, согласилась на одну из крупнейших в мировой истории выплат по наследству. Она будет включать $11 млрд налога, а также огромные пожертвования больницам и музеям.
Вопрос о платеже встал перед самой богатой и влиятельной семьей Южной Кореи в октябре 2020 г. после смерти Ли Гон Хи в возрасте 78 лет. Власти страны дали семье полгода на то, чтобы разобраться с его наследственным имуществом, которое оценивается в $20 млрд, и в том числе — с выплатой 60%-ного налога на наследство. В заявлении, которое семья Ли обнародовала в среду, отмечается, что выплата «в 3–4 раза превысит совокупные сборы [корейского правительства] от налогов по наследству, полученные в прошлом году».
Семья также объявила о масштабных пожертвованиях, включая сотни миллионов долларов на борьбу с раком у детей, инфекционную больницу и исследования по разработке вакцин. Также собрание из 23 000 произведений искусства и предметов антиквариата будет передано корейским музеям. В коллекции Ли есть шедевры Сальвадора Дали, Клода Моне, Пабло Пикассо, работы крупных корейских художников.
Samsung, которую отец Ли основал в 1930-е гг. и которая поначалу торговала вяленой рыбой и овощами, усилиями Ли Гон Хи превратилась в одного из крупнейших мировых производителей компьютерных чипов, смартфонов и бытовой электроники. Пожертвования, о которых объявила семья, позволят «сохранить его наследие и внести вклад в создание лучшего общества».
Она также полностью выплатит налоги, связанные с наследованием состояния Ли, в размере более 12 трлн корейских вон ($11 млрд). Выплаты будут проведены шестью траншами в течение пяти лет. «Платить все налоги — наша гражданская обязанность», — говорится в заявлении семьи. В нем также отмечается, что «сумма, выплаченная в качестве налога на наследство, — одна из крупнейших, которая когда-либо уплачивалась в Корее и в мире».
Налог на наследство в Корее – один из самых высоких в странах ОЭСР. Он составляет 50% (выше только в Японии – 55%), но повышается до 60%, если наследство получает крупнейший акционер компании. Во Франции налог равен 45%, в США и Великобритании – 40%, в Германии – 30%.
Наследники Ли Гон Хи — жена, две дочери и сын Ли Чжэ Ён, который в 2014 г. фактически сменил больного отца во главе Samsung, заняв пост вице-президента. В 2017 г. Ли Чжэ Ён был приговорен к 5 годам заключения за финансовые махинации, скандал способствовал импичменту президента страны Пак Кын Хе (она была приговорена к 25 годам тюрьмы). В 2018 г. срок Ли Чжэ Ёну был заменен на условный, а в январе 2021 г. в результате повторного рассмотрения дела он был приговорен к 2 годам 6 месяцам тюрьмы по обвинению во взяточничестве.
Сам Ли Гон Хи в 2008 г. получил условный срок за уклонение от уплаты налогов, но два года спустя он был отменен.
Из-за заключения Ли Чжэ Ёна члены семьи, похоже, не договорились, как разделить доставшиеся им пакеты акций, говорит Парк Санин, профессор экономики Сеульского национального университета. Аналитики не исключали, что семье придется продать часть акций в компаниях конгломерата, однако контроль над главной компанией группы, Samsung Electronics, как ожидается, останется у Ли Чжэ Ёна.
По словам корейских аналитиков и людей, знакомых с ситуацией, семья Ли поначалу планировала произвести большую часть выплат с помощью кредитов под залог их пакетов акций, а также увеличения дивидендов от различных подразделений группы Samsung. Имущество Ли Гон Хи включает доли в Samsung Electronics, а также менее крупных компаниях, таких как Samsung Life Insurance и Samsung C&T. «Проблем с выплатами по частям быть не должно. Они могут увеличить дивиденды от подконтрольных компаний, взять кредиты под залог акций или продать часть пакетов в менее крупных компаниях, что не повлияет на контроль над основными подразделениями», — считает руководитель сеульской брокерской компании.
Обычные люди по-разному относятся к богатству и влиянию семей, владеющих крупнейшими компаниями страны. Агент по недвижимости Чун Ёнтхэ считает пожертвования, о которых объявила семья Ли, «уловкой», чтобы улучшить ее имидж. «Ли использовали многочисленные незаконные способы передачи управленческого контроля над Samsung третьему поколению семьи», — говорит он.
А электрик Би-Кей Пак доволен вкладом семьи в развитие общества. «Я не против того, чтобы Ли Чжэ Ёна помиловали, потому что в этот период кризиса в здравоохранении и экономике он мог бы сделать что-то полезное как лидер Samsung», — говорит он.
Перевел Михаил Оверченко