В послании Федеральному собранию президент Путин пообещал в ближайшие три года направить 24 млрд руб. на обновление домов культуры, библиотек и музеев в сельской местности. Это очень хорошо, это не может не радовать.
Когда деньги направляют не военным, не спецслужбам, вообще не силовым структурам, а просто кому-то другому, на мирные, а то и прямо гуманитарные цели, это прекрасно само по себе. А тут позаботились и вовсе о самых обездоленных. Как представишь себе дом культуры, библиотеку или музей в сельской местности, сразу становится грустно, рисуются картины безнадежности, нищеты и запустения. Все обваливается, протекает, зарастает плесенью и сорняком. Денег нет. Но люди как-то держатся, выживают.
Может быть, ничего у них не протекает и не обваливается, но вряд ли все благополучно. И вот — 24 млрд! Пусть даже часть из них разворуют, куда же без этого, но все равно ведь что-нибудь останется, где-то что-то починят и не исключено, что обновят, допустим, фасад. Неясно, правда, повысят ли работникам музеев, библиотек и домов культуры зарплаты (наверное, это другая строка финансирования), но ясно, что в целом жить в сельской местности станет лучше, жить станет веселей.
Можно даже признать, что такая поддержка культуры выглядит не только полезной, но и вполне безобидной. Потому что государство в последнее время часто понимает под культурой что-то исключительно военно-патриотическое, то есть путает культуру с пропагандой, а в результате получается, например, очень дорогое и совершенно безобразное кино. Хотя бывало, конечно, что средства выделялись и на прогрессивные проекты, вспомним «Платформу» Кирилла Серебренникова — или нет, это лучше не вспоминать, после этого никакие бюджетные деньги получать не хочется. Но уж в случае с сельскими клубами, музеями и библиотеками вроде бы все и со всех сторон безопасно. А значит, ничего, кроме радости и благодарности, новость про 24 млрд руб. ни у кого вызывать не должна.
Надо только напомнить, что проблемы культуры не решаются одним лишь бюджетным финансированием. То есть от него многое зависит, и помогать культуре, конечно, важно, как на федеральном уровне, так и — особенно — на региональном.
Но гораздо важнее ей не мешать. Не принимать, например, таких законов, которые возмущают все научно-культурное сообщество и ставят под вопрос любую образовательную и просветительскую деятельность.
Не устраивать показательный процесс над режиссером, имевшим неосторожность на бюджетные средства поставить что-то не то. Не преследовать феминистку за просветительские рисунки, называя их порнографией. Не пытаться уничтожить независимый театр, отражающий реальность и ни копейкой, заметим, государству не обязанный. Не присылать полицию на фестиваль документального кино. Не хвататься по любому поводу за «традиционные ценности» и «оскорбление чувств верующих». Не возрождать ни под каким видом институт цензуры.
Список этот с каждым годом становится все длиннее, но ведь это какие-то совсем простые, очевидные задачи. И даже денег они не требуют. Но почему-то кажутся все более фантастическими и недостижимыми.