Пандемия коронавируса, развернувшаяся в самом начале 2020 г., спутала все бюджетные планы Минфина, рассчитывавшего на профицит бюджета в 0,8% ВВП. Но и пережить кризис оказалось проще, чем изначально ждало министерство: за 2020 г. федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 3,8% ВВП, или 4,1 трлн руб. Это существенно ниже прогнозов самого министерства, которое еще летом ждало дефицита в 5% ВВП. Помогло более быстрое восстановление потребления после снятия антивирусных ограничений, объяснил министр финансов Антон Силуанов.
За кризисный 2020 год правительство серьезно потратилось. Расходы федерального бюджета превысили изначальные планы на 16,1%, а по сравнению с 2019 г. выросли сразу на 25%. Хотя чиновники даже в кризисный год не успели потратить все деньги, вновь не потраченным остался 1 трлн руб. Силуанов в конце 2020 г. объяснял, что 300 млрд руб. из этой суммы приходятся на заключенные, но еще не исполненные госконтракты, а 140 млрд руб. не успели потратить силовые ведомства. Деньги будут перенесены на 2021 г., обещал он.
Всего за 2020 г. Минфин потратил 22,8 трлн руб. — так много министерство не расходовало с 2010 г. Сильнее всего росла доля расходов на здравоохранение, социальную политику и трансферты регионам. Тем не менее расходы на поддержку экономики были существенно ниже, чем в развитых странах, и несколько меньше, чем в развивающихся (4,5% ВВП, говорил президента Владимир Путин). Они были ниже, чем и в кризис 2009 г., отмечал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Хотя сама программа антикризисной поддержки оказалось эффективной, признавал он.
Теперь ключевой риск в том, что меры сокращения дефицита бюджета затормозят рост экономики, предупреждал Всемирный банк. Россия планирует это делать активнее других развивающихся стран. По закону о бюджете на 2021–2023 гг. дефицит будет постепенно сокращаться до 2,4% ВВП в 2021 г. и около 1% в 2022 и 2023 гг. Сохраняться антикризисные стимулы будут только в 2021 г., временное ослабление бюджетного правила в 2021 г. увеличит на 870 млрд руб. предельные расходы. Бюджетная консолидация вполне оправданна, отмечал ректор РАНХиГС Владимир Мау, а сокращение расходов на сумму до 1 трлн руб. ежегодно не должно оказывать негативного влияния на экономику. Но опасность кроется в распределении расходов, писали аудиторы Счетной палаты: производительные расходы, увеличивающие человеческий капитал, не только не растут, но даже сокращаются. Например, социальные расходы снизятся с 12,8% ВВП в 2021 г. до 11,9% в 2023 г.
Доходы в 2020 г. ожидаемо сократились, следует из данных Минфина. За 2020 г. они превысили 18,7 трлн руб., но это только 90,9% от запланированной суммы. Доходы восстанавливались вслед за улучшением ситуации в экономике — так, после снижения во II–III кварталах с восстановлением потребительского спроса начали расти поступления от НДС. За IV квартал 2020 г. они увеличились более чем на 15%. Доходы от НДФЛ и страховых взносов начали расти уже с III квартала 2020 г. За весь 2020 год поступления от НДФЛ увеличились в реальном выражении на 3%. А вот налог на прибыль так и не начал расти — за 2020 г. доходы федерального бюджета от него сократились на 11,6%. За январь — октябрь 2020 г. (более свежих данных нет) прибыль за вычетом убытков (без учета малого бизнеса) компаний упала на 38,2% или в 1,6 раза в годовом выражении, сообщал Росстат. Снижение связано как с уменьшением прибыли от продаж, так и со спадом внереализационных расходов из-за ослабления рубля, объясняли эксперты Центра развития Высшей школы экономики.