Несмотря на то, что Китай первым пострадал от пандемии, для его рынков капитала 2020 г. стал очень успешным — иностранные инвесторы скупили акций и облигаций на сумму более 1 трлн юаней ($153 млрд). Китайский индекс CSI 300 вырос в долларовом выражении примерно на 27%, опередив S&P 500 более чем на 13 процентных пунктов. Ориентированный на технологии шэньчжэньский ChiNext вырос примерно на 59%, превысив даже показатель американского NASDAQ Composite. Китайские государственные облигации также привлекли новых инвесторов своей редкой в нынешних условиях высокой доходностью.
Масштабный приток нового капитала через гонконгские программы, связывающие инвесторов с материковым Китаем, резко контрастирует с ситуацией января, когда китайские акции первыми в мире испытали удар коронавируса. Сегодня инвесторы говорят, что рост инвестиций, скорее всего, будет продолжаться.
«Я в Азии 20 лет, и большую часть этого времени было довольно сложно заставить инвесторов взглянуть на рынок материкового Китая», — говорит Кеннет Акинтеве, начальник отдела азиатского суверенного долга в Aberdeen Standard Investments. По его словам, этот год преподнес хороший урок тем, кто не решался принять во внимание возросший вес китайских ценных бумаг в глобальных индексах: «Для инвесторов на развивающихся рынках, что не вложили достаточно средств [в Китай], это был довольно болезненный период».
В поисках дохода
Рынок облигаций Китая, в частности, стал массово притягивать инвесторов во время пандемии благодаря реформам, направленным на то, чтобы сделать финансовую систему страны более открытой. Сыграла свою роль пусть первоначально и вялая, но в конечном счете решительная реакция Пекина на вспышку COVID-19. Жестких локдаунов по всей стране оказалось достаточно, чтобы снова заставить экономику работать и во втором полугодии запустить ее почти на полную мощность — даже когда остальной мир все еще старался взять распространение вируса под контроль.
«Китай значительно продвинулся по пути восстановления после коронавируса, — говорит Пол Колвелл, руководитель отдела консультаций по портфельным инвестициям в Азии Willis Towers Watson. — С точки зрения того, как политики реагируют на изменения в экономике, денежно-кредитной политике, фискальной политике… Китай движется с другой скоростью, чем остальной мир».
С возвращением темпов экономического роста на докризисный уровень и оживлением на потребительском рынке Народный банк Китая смог сохранить базовые процентные ставки почти неизменными, в то время как другие страны их резко снизили или запустили программы скупки облигаций, что опустило доходности на нулевой уровень. В результате Китай стал единственным местом для инвесторов на рынке госдолга, где можно было получить доход. Вложения иностранных инвесторов в китайские гособлигации через биржевой канал в Гонконге выросли более чем на 900 млрд юаней ($137,8 млрд) за первые 11 месяцев 2020 г. Приток средств на этот рынок оказался «даже больше, чем ожидалось» от фондов пассивного инвестирования, которые стали наращивать вложения после начала включения китайских госбондов в глобальные индексы в 2019 г., говорит Самир Гоэль, макроэкономист Deutsche Bank. По его словам, приток иностранных инвестиций на материковый рынок гособлигаций, который получит еще один стимул в 2021 г. в результате их включения во влиятельный индекс FTSE World Government Bond, способствовал рекордному шестимесячному ралли юаня.

Инвесторы вернулись на рынок акций
«Отложенный спрос со стороны глобальных инвесторов, желающих диверсифицировать активы, уменьшив зависимость от доллара США», помогает поддерживать китайскую валюту, говорит Джулия Хо, руководитель отдела азиатской макроэкономики в Schroders. Доверие к юаню, снизившееся в последние годы из-за американо-китайской торговой войны, снова выросло, что помогло в том числе снизить опасения инвесторов в отношении китайского рынка акций.
Приток капитала в акции, хотя и значительно меньший, чем на рынок облигаций, снова растет после оттока в начале этого года. Интерес покупателей еще больше вырос после поражения Дональда Трампа на президентских выборах в США: эксперты считают, что американо-китайские отношения почти наверняка станут более спокойными. Нетто-покупки иностранными инвесторами через систему Stock connect, которая позволяет им торговать акциями на Шанхайской и Шэньчжэньской биржах через Гонконг, в этом году выросли примерно до 170 млрд юаней ($26 млрд). В ноябре победа Джо Байдена помогла поднять индекс ведущих шанхайских и шэньчжэньских акций CSI 300 на 6%.
Проблемы остаются
Впрочем, несмотря на напряженность, потоки инвестиций в Китай росли быстрыми темпами на протяжении всего президентства Трампа, совокупный приток за четыре года составил более $620 млрд. Так же и число китайских IPO в США росло быстрее при Трампе, чем при Бараке Обаме. Но враждебность по отношению к Китаю со стороны обеих партий в Вашингтоне растет, а Байден уже заявил, что не будет немедленно отменять импортные пошлины, введенные Трампом.
«Отношение останется враждебным», — говорит Томас Гатли, аналитик Gavekal Dragonomics в Пекине. Глобальная вакцинация также может подорвать конкурентоспособность Китая, и он уже не будет одной из немногих крупных функционирующих экспортных экономик, считает Гатли.
Инвесторов также встревожили недавние дефолты госпредприятий по облигациям, которые ранее считались полностью гарантированными Пекином; правительство может вернуться к ужесточению фискальной политики и контроля за финансовым сектором, полагают некоторые наблюдатели. «Ужесточение условий кредитования негативно скажется на росте», заставив инвесторов осторожничать, предупреждает Мишель Лам, старший экономист Société Générale по Китаю.
Китай готов как к позитивному, так и к негативному сценарию развития пандемии, и потоки иностранных инвестиций в страну «только ускорятся», уверен Хейден Бриско, директор по рынкам облигаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе UBS Asset Management. «Число наших обсуждений с клиентами постоянно растет, — говорит он. — Люди делают свои первые самостоятельные инвестиции в Китае».
Перевел Виктор Давыдов